Top.Mail.Ru
"Нехорошая квартира": мистические места в произведениях Михаила Булгакова

«Нехорошая квартира»: мистические места в произведениях Михаила Булгакова

 

Фотопортрет М. А. Булгакова. 1928 г.
Фотопортрет М. А. Булгакова. 1928 г.

Одним из самых популярных и вместе с тем загадочных писателей XX века по сей день остается Михаил Афанасьевич Булгаков. Феномену его литературного таланта посвящено множество исследований, а написанные произведения по-прежнему не оставляют равнодушными ни читателей, ни режиссеров.

Секретом успеха Михаила Булгакова является потрясающе умелое сочетание абсолютно реальных событий и мистических явлений.

Сегодня мы поговорим о том, как благодаря творчеству Михаила Булгакова совершенно обычные и даже ныне существующие дома, квартиры, магазины, улицы и переулки обрели особую таинственную историю.

Совершить прогулку по самым ярким булгаковским местам нам поможет книга литературоведа Бориса Сергеевича Мягкова «Булгаковская Москва» и его литературно-топографические очерки «Булгаковские места».

Вообще специалисты называют «булгаковским» то место, в котором значительное время пребывал сам писатель и которое было запечатлено в его творчестве. В оборот давно вошли такие термины как «булгаковский Киев» и «булгаковская Москва».

География произведений Булгакова не отличается особой обширностью. Михаил Афанасьевич «поселял» своих персонажей в тех местах, которые сам прекрасно знал. Эти места узнаваемы и имеют фактический или немного зашифрованный адрес.

Начнем с Киева – родины писателя.

В 1906 г. семья Булгаковых поселилась в доме номер 13 на Андреевском спуске. Это было живописное место. В очерке «Киев-город» писатель позже вспоминал:

«Весной зацветали белым цветом сады, одевался в зелень Царский сад, солнце ломилось во все окна, зажигало в них пожары. А Днепр! А закаты!».

Здание было построено в 1888–1889 годах по проекту архитектора Н. Н. Горденина для жены купца Литошенко.

В этом доме, «постройки изумительной», Булгаковы прожили с 1906 по 1919 год. 13 лет в 13 доме.

Тот самый дом Турбиных
Тот самый дом Турбиных, где в юности жил Михаил Булгаков. Современное фото

Михаил Афанасьевич «поселил» здесь героев своего романа «Белая гвардия» – семью Турбиных.

В этом доме сохранилось многое: турбинские комнаты, внутренняя лестница, белые изразцы, на которых писал Николка.

Кстати, реальные владельцы дома русский архитектор и гражданский инженер Василий Павлович Листовничий с женой Ядвигой Викторовной Крынской стали в «Белой гвардии» прототипами Василиса и его жены Ванды.

Вход музей "Дом Турбиных"
Вход в музей «Дом Турбиных»
Комната Николки. Фото с официального сайта музея Дом Турбиных
Комната Николки. Фото с официального сайта музея «Дом Турбиных»
Столовая. Фото с официального сайта музея Дом Турбиных
Столовая. Фото с официального сайта музея «Дом Турбиных»

Сейчас здесь находится литературно-мемориальный дом-музей Михаила Афанасьевича Булгакова, который официально носит название «Дом Турбиных», в честь героев романа.

Учился Михаил Булгаков в Первой Киевской гимназии на Бибиковском бульваре. Сейчас это учебный корпус Киевского национального университета (бульвар Тараса Шевченко, 14).

Первая Киевская гимназия. Открытка начала XX века
Первая Киевская гимназия. Открытка начала XX века
Вестибюль первой Киевской гимназии
Вестибюль гимназии

В «Белой гвардии» гимназия подробно описана изнутри и снаружи. Здесь же происходило прощание полковника Турбина с юнкерами в пьесе «Дни Турбиных». А Константин Паустовский, также учившийся в гимназии, узнал в этой пьесе хорошо знакомый ему вестибюль и сторожа по прозвищу «Максим Холодная Вода» — честного и прилипчивого старика».

Совсем недалеко от бывшей гимназии находится красное здание основных корпусов Киевского университета (улица Владимирская, 60), где в 1916 г. Булгаков закончил медицинский факультет. Много часов довелось провести ему в доме тогдашнего анатомического театра (улица Богдана Хмельницкого, 37), где теперь расположен Музей истории медицины. Эти места также попали в «Белую гвардию».

Киевским краеведам удалось почти досконально установить все места и маршруты, описанные в «Белой гвардии». Среди них особое место играет Мало-Провальная улица.  В действительности она именуется Малоподвальной. Сам писатель называет ее «самой фантастической улицей в мире».

Фрагмент здания на улице малоподвальной
Фрагмент здания на улице Малоподвальной

В судьбе братьев Алексея и Николая Турбиных эта улица связана с драматическими и романтическими событиями.

Алексей Турбин, спасаясь и отстреливаясь от петлюровцев, убегал по Мало-Провальной, где ему суждено было встретиться с жившей там Юлией Рейсс – своей спасительницей и будущей возлюбленной.

А Николка услышал название этой улицы из уст своего умирающего командира Най-Турса, и решил во что бы то ни стало понять, что означали его последние слова. Поиски на Мало-Провальной привели его к матери и сестре Най-Турса, которая заняла в его сердце особое место.

Алексей (андрей Мягков) и Николай (Андрей Ростоцкий). Кадр из фильма Дни Турбиных. 1976 г.
Алексей (Андрей Мягков) и Николай (Андрей Ростоцкий). Кадр из фильма «Дни Турбиных». 1976 г.

В предпоследней главе романа Алексей делится с Николкой своими мыслями об особом значении Мало-Провальной в их судьбе.

«Видно, брат, швырнул нас Пэтурра с тобой на Мало-Провальную улицу. А? Ну, что ж, будем ходить. А что из этого выйдет — неизвестно. А?»

Известный до мельчайших деталей и исхоженный Булгаковым вдоль и поперек Киев не раз встречается на страницах его произведений. Путешествие по киевским местам может увести нас очень далеко.

Поэтому перейдем к следующим географическим точкам.

Смоленск, Вязьма, Сычевка, Никольское занимают в биографии и творчестве Булгакова меньшее по сравнению с Киевом и Москвой место. Но от этого они не менее интересны.  В этих краях Михаил Афанасьевич работал врачом с сентября 1916 по февраль 1918 г.

Карта Смоленской губернии с делением на уезды. 1913 год
Карта Смоленской губернии с делением на уезды. 1913 год

Уже будучи доктором в Никольской земской больнице он начал набрасывать фрагменты будущих «Записок юного врача», опубликованных в 1925–1927 гг. Проведенные Булгаковым операции и приемы больных отражены в его «Записках». А вот географическое описание местности Булгаковым было изменено. Никольское называется то Мурьево, то Горелово (в рассказе «Морфий»). Уездный город Сычевка зашифрован как Грачевка. Караваевская волость заменена на Коробовский уезд (в рассказе «Звездная сыпь»). На современной карте Смоленской области мы уже практически не найдем того участка Сычевского уезда с деревнями и селами, где жили герои «Записок юного врача».

Больница в Сычевке Смоленской области Фото Б.С. Мягкова, 1989 г.
Больница в Сычевке Смоленской области Фото Б.С. Мягкова, 1989 г.

В этом отношении описания определенных мест становятся еще более ценными и интересными. Вот, например, каким увидел новоприбывший булгаковский доктор свое место работы:

«Я… оглянулся… на белый облупленный двухэтажный корпус, на небеленые бревенчатые стены фельдшерского домика, на свою будущую резиденцию — двухэтажный очень чистенький дом с гробовыми загадочными окнами».

Хотя в «Записках юного врача» в общем-то нет ничего мистического, они обладают своей определенной атмосферой. Быт и повседневность дореволюционных медицинских учреждений со всеми их деталями для современных людей сами по себе окутаны мрачноватой таинственностью.

Одновременно с созданием окончательных редакций «Записок юного врача» Булгаков написал фантастическую повесть «Роковые яйца» (опубликованную в сокращенном виде под названием «Луч жизни»), где местом действия нескольких глав он выбрал также Никольское Смоленской губернии. Здесь упоминается совхоз «Красный луч» в бывшем Шереметьевском доме-дворце с колоннадой, и деревня Концовка, расположенная за «дворцом-совхозом», а также уже известная нам Грачевка и железнодорожная станция Дугино (теперь — Новодугинская).

"Роковые яйца". Коллаж
«Роковые яйца». Коллаж

Кстати, в этом же произведении Михаил Булгаков «возвел» свои фантастические московские небоскребы описывая, что «…в 1926 году… соединенная американо-русская компания выстроила, начав с угла Газетного переулка и Тверской, в центре Москвы, 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый на 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей…».

Современного читателя не удивить 15-этажными домами, но тогда это действительно было что-то далекое и нереальное.

В сентябре 1917 г. Булгакова переводят в Вяземскую городскую земскую больницу, где он проработал до февраля 1918 г. Впечатления переезда из далекой глуши в большой уездный город отражены им в самом напряженном и трагичном рассказе – «Морфий».

Одно из зданий Лютовской земской больницы в Вязьме. Фото Б.С. Мягкова. 1989 г.
Одно из зданий Лютовской земской больницы в Вязьме. Фото Б.С. Мягкова. 1989 г.

В конце сентября 1921 г. Михаил Афанасьевич приехал в Москву. Он сразу и навсегда полюбил этот город.

Очарованный его мощью, Булгаков, приехавший из провинции, вскоре стал настоящим москвичом, воспевшим его улицы и переулки. Вот как он сам писал о своем знании Москвы:

«Не из прекрасного далека я изучил Москву 1921–1924 годов. О, нет, я жил в ней, я истоптал ее вдоль и поперек… Где я только ни был! Рассказываю я все это с единственной целью, чтобы поверили мне, что Москву 20-х годов я знаю досконально. Я обшарил ее вдоль и поперек. И намерен описать ее. Но, описывая ее, я желаю, чтобы мне верили. Если я говорю, что это так, значит оно действительно так! На будущее время, когда в Москву начнут приезжать знатные иностранцы, у меня есть в запасе должность гида».

Булгаков хорошо знал город и использовал это в своем творчестве. Так, фоном для фантастических повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце» послужили факты тогдашнего реального московского быта периода нэпа.

В повести «Собачье сердце» действие в основном происходит на небольшом пространстве в квартире профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Сюжет и тема повести основаны на полуфантастических и полуреальных фактах одновременно. А вот персонажи и место действия имеют биографическую и литературно-топографическую основу.

В начале 1920-х гг. идея омоложения человека путем пересадки различных органов от животных широко обсуждалась в мире. Снимались даже научно-популярные фильмы на эту тему. Естественно, что удачных попыток таких экспериментов тогда, да и сейчас, не было. Да и опыт самого Преображенского вряд ли можно назвать удачным, зная какой субъект получился в результате проведенной операции.

Врач М.М. Покровский, дядя М.А. Булгакова. Из архива Е.А. Земской
Врач М.М. Покровский, дядя М.А. Булгакова. Из архива Е.А. Земской
Николай Михайлович Покровский, брат матери, известный московский врач, прототип доктора Преображенского
Николай Михайлович Покровский, брат матери, известный московский врач, прототип доктора Преображенского

Прототипом профессора Преображенского большинство исследователей считают дядю писателя по матери Николая Михайловича Покровского (1878–1942). Он, как и его брат, Михаил Михайлович, был врачом. Их адреса значатся в московских адресно-справочных книгах: Обухов переулок, 1, квартира 12 и Пречистенка, 24, квартира 12. А по существу это один и тот же угловой дом домовладельца-архитектора М. Калугина 1904 года постройки.   В повести это здание носит созвучное настоящему имя – дом Калабухина.

Калабуховский дом на Пречистенке, 24
Калабуховский дом на Пречистенке, 24

А фамилию для Филиппа Филипповича Булгаков позаимствовал у врача-венеролога Преображенского В. И., который жил в соседнем доме на Мертвом переулке (нынешнее его название — переулок Н. А. Островского), который тоже упомянут в повести.

Сама Пречистенка тех времен на страницах книги выглядит как живая. И если повторить сегодня путь пса Шарика от метельной подворотни на Пречистенке до двери бельэтажной квартиры профессора Преображенского, можно найти практически все приметы литературной топографии повести.

Волею писателя вполне обычная московская квартира и улицы тех времен стали свидетелями совсем необычайной судьбы пса Шарика и совершенно обыкновенных хулиганских выходок Шарикова.

Встреча профессора и Шарика. Кадр из фильма "Собачье сердце" В. Бортко
Встреча профессора и Шарика. Кадр из фильма «Собачье сердце» В. Бортко
Шарик в квартире профессора. Кадр из фильма "Собачье сердце" В. Бортко
Шарик в квартире профессора. Кадр из фильма «Собачье сердце» В. Бортко
Шариков (В. Толоконников) в квартире профессора. Кадр из фильма "Собачье сердце" В. Бортко
Шариков (В. Толоконников) в квартире профессора. Кадр из фильма «Собачье сердце» В. Бортко

Шарик-Шариков тесно связан с городом и людьми, которые его окружают. Очевидно не случайно детство щенка Шарика и конец жизни Клима Чѵгункина, чьи семенники и гипофиз были пересажены псу, соединяются на одной и той же Московской окраине: Преображенской заставе.

Строки повести, описывающие первые шаги молодого Шарика по городу в поисках пропитания, переносят нас в Москву начала 20-х гг., сохранившую в нэпманских магазинах многое из дореволюционной торговли. Бывал Шарик и в Сокольниках, и в других местах Москвы, которые были достаточно исхожены автором повести. Об этом можно рассказать еще очень много.

Еще одной энциклопедией московского быта тех времен является и самый известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита». А потому стоит отдельно остановиться на локациях, использованных Михаилом Афанасьевичем в этом произведении. Здесь прямо или косвенно упоминается множество реальных мест в Москве: квартира, где жил сам писатель, дома его друзей и знакомых, государственные учреждения тех лет.

Карта булгаковских мест Москвы
Карта булгаковских мест Москвы. Из книги Булгаков М. А. Роман «Мастер и Маргарита». М.: Олма-Пресс, 2006.

Действие романа «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах:

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…».

Живописное место пролога стало гибельным для Берлиоза, упавшего под трамвай.

Знак "Запрещено разговаривать с незнакомцами", 2012 год
Знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», установленный на аллее в Патриарших. 2012 год.

Чем примечательно это место?

До XVII века здесь находилось болото, затем его осушили и построили резиденцию патриарха Гермогена. В 1683 году здесь появились три пруда, в которых разводили рыбу. За ними закрепилось название Патриарших. Но после пожара 1812 года два из трех прудов засыпали, и до наших дней сохранился только один — самый большой. Вокруг него разбили небольшой сквер.

Во времена Булгакова место переименовали в Пионерские пруды. Но это название не прижилось среди москвичей, поэтому писатель и использовал в романе старое наименование — Патриаршие.

Пешеходная аллея вдоль Патриарших прудов, 2009 год
Пешеходная аллея вдоль Патриарших прудов, 2009 год

Но трамвайных путей в описанном месте на Патриарших, как утверждают все источники и документы, не было…

Однако, вспомним то, что писал сам Булгаков: мы должны верить его описаниям. Ведь он знал Москву как свои пять пальцев. И есть исследователи, которые доверились писателю, не остановившись на архивных документах и дорожных справочниках.

Помог убедиться в существовании трамвая на Патриарших давно применяемый на практике способ. Он заключался в обследовании заданного участка улиц и переулков на наличие в прошлом рельсового пути. Эксперимент провел архитектор-биолокатор мастерской Росреставрация В. А. Резвин.

Методом биолокации удалось установить рельсовые пути, не показанные ни на одной из московских транспортных схем, среди которых был и участок на Патриарших! Тем же методом был обнаружен и разрыв в ограде, где находился турникет, по роману облитый постным маслом. Судя по всему, трамвай ходил здесь не долго. Но он был!

Перейдем к одному из самых мистических и популярных мест – «нехорошей квартире».

Ее прототипом стало первое московское пристанище Булгакова. В квартире № 50 дома 10 по Большой Садовой улице Михаил Афанасьевич получил небольшую комнату, когда приехал в Москву (сегодня здесь открыт музей Булгакова и его героев).

В этой квартире писатель прожил до начала 1923 г., а потом переехал в квартиру № 34 в том же доме.

Дом 10 на Большой Садовой. 1920-е гг. Из архива Б. Е. Пастернака.
Дом 10 на Большой Садовой. 1920-е гг. Из архива Б. Е. Пастернака.

В романе «Мастер и Маргарита» дом № 10 на Большой Садовой улице фантазией автора превратился в дом «302-бис на Садовой». Формулу этого превращения вывел литературовед И. Ф. Белза. Вот как 10 превращается в 302-бис: (3+0+2)*2=10. Бис  – это латинское «bis», то есть дважды.

Незначительное изменение автором названия улицы не слишком грешит против истины: Большая Садовая в 1920–1930-е гг. одно время называлась и Садово-Триумфальной, и просто Садовой улицей.

Из «нехорошей квартиры» в романе загадочным образом исчезали люди, а жильцы дома рассказывали о ней невероятные легенды. Именно здесь селится свита Воланда и из-за этого за квартирой окончательно закрепляется плохая репутация.

Что же нам известно об этом здании? До революции это был доходный дом, построенный архитектором Милковым в 1903 году для Ильи Пигита, владельца табачной фабрики «Дукат». А в советское время оно стало одним из первых московских строений, где появились коммунальные квартиры.

В романе кот Бегемот устраивает в «нехорошей квартире» пожар, из-за которого сгорает весь дом, и на этом ее история заканчивается. К счастью, в реальности дом дошел до наших дней и ничуть не пострадал.

Сейчас здесь расположен Государственный музей М. А. Булгакова.

Театр-музей "Булгаковский дом" на Большой Садовой, 10
Театр-музей «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10

А квартира 50 использовалась Булгаковым и в других произведениях. Здесь происходят события рассказов «№ 13. — Дом Эльпит-рабкоммуна», «Псалом», «Три вида свинства», «Самогонное озеро», «Бурнаковский племянник», пьесы «Зойкина квартира», фельетона «День нашей жизни».

Но вернемся к «Мастеру и Маргарите»…

Важным местом действия в романе стал и театр «Варьете», где Воланд и его помощники устроили «сеанс черной магии», который завершился «полнейшим разоблачением» некоторых зрителей.

Мюзик-холл на Большой Садовой улице. 1932 г.
Мюзик-холл на Большой Садовой улице. 1932 г.

Свое «Варьете» Михаил Булгаков поместил в Московский мюзик-холл, который располагался на Большой Садовой улице, 18, недалеко от дома писателя. Это здание до наших дней не сохранилось. На его месте сейчас находится Театр сатиры.

Во времена Булгакова к мюзик-холлу примыкал сад «Аквариум», который на страницах романа переименован писателем в Летний сад. Именно там театральный администратор Варенуха встретился со свитой Воланда – Коровьевым и Бегемотом.

Некоторые события «Мастера и Маргариты» происходят в Доме Грибоедова, где в романе располагалась литературная организация МАССОЛИТ. Прототипом Дома Грибоедова стало здание, расположенное на Тверском бульваре, 25 и известное сегодня как Дом Герцена.

Именно здесь в 1812 году родился писатель Александр Герцен. А во времена Булгакова это здание занимали сразу две литературные организации: Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Соответственно, РАПП и МАПП. Мастер переделки советских сокращений, Булгаков объединил их в вымышленный МАССОЛИТ.

Литературный институт им. Горького на Тверском бульваре
Литературный институт им. Горького на Тверском бульваре

Сейчас здесь находится Литературный институт им. Максима Горького.

У ресторана, в котором отдыхали литераторы в романе, тоже был реальный прообраз. На цокольном этаже Дома Герцена работало заведение с открытой летней площадкой. Но если в произведении Булгакова попасть «к Грибоедову» можно было только по пропускам МАССОЛИТа, то в реальности ресторан был открыт для любой публики. Руководил им Яков Розенталь, которого Булгаков описал в романе под именем Арчибальда Арчибальдовича. Знаменитый певец Леонид Утесов вспоминал о Розентале: «Он не только знал весь театральный мир, но и вкусы каждого, умел внушить, что здесь именно отдыхают, а не работают на реализацию плана по винам и закускам».

А где произошла встреча Мастера и Маргариты?

Булгаков не пишет напрямую, где встретились его герои. Но, по мнению исследователей, под описание больше всего подходит Большой Гнездниковский переулок, который располагается рядом с Тверской улицей.

Большой Гнездниковский переулок, дом 10
Большой Гнездниковский переулок, дом 10. Здесь находилась редакция газеты «Накануне».

Вот как описан момент встречи в романе:

«Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. …И меня поразила не столько ее красота, сколь необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! …я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам… Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. …Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож».

Кроме того, Большой Гнездниковский переулок и в жизни самого Михаила Булгакова сыграл немалую роль. В конце 1920-х годов здесь находилась редакция газеты «Накануне», где работал Булгаков. В том же доме жили знакомые писателя, супруги Моисеенко. По одной из версий, именно у них в гостях он познакомился с Еленой Шиловской, которая стала его третьей женой и прообразом Маргариты.

Теперь выясним, где жили главные герои романа.

Существует несколько версий, где мог располагаться подвал, в котором Булгаков поселил Мастера. Наиболее вероятным вариантом специалисты считают дом номер 9 в Мансуровском переулке. В нем жили друзья писателя, братья Владимир и Сергей Топлениновы. Булгаков часто бывал у них в гостях: для него даже отвели специальную комнату, чтобы он мог оставаться там ночевать. Старший из братьев, актер Владимир Топленинов, занимал верхний этаж дома, а младший, Сергей, поселился в полуподвальном помещении. Здесь Булгаков написал несколько глав из «Мастера и Маргариты». В 1980-х годах дом отреставрировали, при этом комнату, где работал писатель, сохранили в почти неизменном виде.

Мансуровский переулок, 9. Здесь жил мастер.
Мансуровский переулок, 9. Здесь жил Мастер.
Окна подвальчика Мастера
Окна подвальчика Мастера

Вот как описан подвал Мастера в романе:

«Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…».

А вот Маргарита с мужем-инженером вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата.

У этого особняка тоже есть несколько прообразов. Булгаковеды выделяют не менее семи зданий, характерные черты которых совместил писатель в доме своей героини. Одно из самых известных сооружений — особняк Зинаиды Морозовой, жены известного промышленника и мецената Саввы Морозова. Он расположен по адресу: улица Спиридоновка, 17.

Фасад особняка Зинаиды Морозовой (примерно 1913 год)
Фасад особняка Зинаиды Морозовой (ок. 1913 г.)
Дом приемов МИД
Дом приемов МИД на Спиридоновке

Этот особняк в стиле модерн построил в 1898 году архитектор Федор Шехтель, а над оформлением интерьеров работал художник Михаил Врубель. Сейчас в этом здании располагается Дом приемов Министерства иностранных дел.

Среди прототипов дома Маргариты фигурирует и особняк Анны Кекушевой на Остоженке, 21.

Особняк Анны Кекушевой на Остоженке, 21
Особняк Анны Кекушевой на Остоженке, 21
Интерьер холла в Бюро Военного Аттаже Посольства Египта в особняке на Остоженке
Интерьер холла в Посольстве Египта в особняке на Остоженке

Архитектор Лев Кекушев построил его для своей жены в 1903 году. Примечательно, что готическое здание с островерхой граненой башенкой находится неподалеку от Мансуровского переулка —подвальчика Мастера.

И, конечно, Михаил Афанасьевич знал историю о том, что Екатерина, дочь Льва и Анны Кекушевых, вопреки воле родителей вышла замуж за театрального художника Сергея Топленинова — близкого друга Михаила Булгакова. Пара поселилась в том самом полуподвале дома № 9 в Мансуровском переулке!

Одна из финальных сцен романа «Мастер и Маргарита» разворачивается на «каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве» — Дома Пашкова. Во времена Булгакова там располагалась Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, сейчас это Российская государственная библиотека. В романе Воланд упоминает, что именно сюда его пригласили для расшифровки рукописей чернокнижника Герберта Аврилакского.

Пашков дом. Дореволюционная открытка
Пашков дом. Дореволюционная открытка
Дом Пашкова. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека
Дом Пашкова. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека

Это здание на Воздвиженке построил архитектор Василий Баженов в 1786 году по заказу капитан-поручика Семеновского полка Петра Пашкова. В 1831 году дом выкупил Московский университет, а в 1861 г. здесь расположилась коллекция Румянцевского музея. После революции экспонаты вывезли, и в здании осталась только библиотека.

Елена Шиловская, третья жена Булгакова, вспоминала, что Дом Пашкова был одним из любимых мест Булгакова в Москве. Он часто бывал в библиотеке, когда искал информацию для своих произведений. Исследователи отмечают, что в одной из ранних редакций «Мастера и Маргариты» автор описывал Дом Пашкова гораздо подробнее, чем в финальной версии. В одной из сцен Воланд и его свита спускались с крыши особняка, проходили через читальные залы и оказывались во внутреннем дворике.

На этом закончим наше литературное путешествие по булгаковским местам. Если Вам казалось, что все интересные места уже увидены, перечитайте произведения Михаила Булгакова, включите наш подкаст и отправляйтесь гулять маршрутами его героев. Впереди много удивительного и необычного!

Произведения М. А. Булгакова в фонде владимирской областной научной библиотеки