Top.Mail.Ru
От шара Монгольфье до дрон-революции: два века истории беспилотников

От шара Монгольфье до дрон-революции: два века истории беспилотников

Ещё не так давно дроны относились, скорее, к области фантастики. Но, стремительно ворвавшись в нашу жизнь, они быстро набрали популярность и сегодня применяются повсюду: для фото- и видеосъемок, поиска и спасения людей, доставки заказов, научных исследований, выполнения боевых и многих других задач.

Но где и когда появились первые беспилотники? Действительно ли так много их модификаций? И что вообще такое эти самые дроны? Попробуем разобраться.

Сначала давайте определимся, чем отличаются «беспилотник», «дрон» и «квадрокоптер», ведь это не совсем одно и то же.

Подготовка дрона к полету
Автор изображения: Пользователь bublikhausИсточник: https://ru.freepik.com/free-photo/stock-aerial-video-creator-and-photographer-prepares-drone-for-flight_11253820.htm

Беспилотник – это сокращенное название беспилотного летательного аппарата, которым управляют дистанционно. И здесь важно как раз слово «летательный». Дрон – это тоже беспилотник, но не обязательно летательный, он может быть водным или наземным. А понятие «квадрокоптер» определяет количество моторов на дроне, где «квадро» – это четыре. Существуют бикоптеры, трикоптеры с двумя и тремя моторами соответственно. Однако именно версия с 4 моторами является наиболее распространенной среди дронов, доступных обычному человеку, поэтому она и превратилась в некое собирательное понятие. Кстати, если моторов больше, чем четыре – это уже мультикоптер.

Сегодня из-за множества конфигураций, характеристик и компонентов беспилотников даже в официальных документах Международной организации гражданской авиации нельзя встретить их единой классификации. Размеров, форм, оснащения и степеней автономности моделей великое множество.

Изначально дроны разрабатывались в основном для военных целей. Преимущества очевидны: зачем отправлять на разведку живых людей и подвергать их риску, когда в опасную зону можно послать беспилотник с камерой? Однако дальше произошло удивительное: дроны получили колоссальное распространение в повседневной жизни людей. Но, безусловно, городкие дроны сильно отличаются от дронов военных.

Гражданские беспилотники напоминают собой именно то, что себе представляют люди, когда слышат слово «дрон». Аппарат с пропеллерами, и подведенной камерой снизу. Дальность полета таких беспилотников составляет в среднем 10 км и зависит от работы батареи. Максимальная высота, на которую могут подниматься городские дроны – 7-8 км.

Военные дроны больше напоминают самолет. Для полетов вместо батарей они используют топливо, имеют совершенно другую программную начинку и несут на себе ракеты и продвинутую оптику для наблюдения и нанесения удара. Их дальность и высота полета намного больше, чем у городских. Высота более 30 км, а дальность более 2000 км.

Сегодня нам кажется, что дроны появились совсем недавно, но это не так.

Формально история беспилотников началась в тот момент, когда в далеком 1782 году братья Монгольфье подняли в воздух шар, наполненный дымом. Шар продержался в воздухе 10 минут, поднялся при этом на высоту около 300 метров и пролетел чуть более километра. Считается, что именно тогда и зародилась идея создания беспилотных аппаратов.

Запуск шара братьев Монгольфье. 1783 г.
Запуск шара братьев Монгольфье. 1783 г.Источник: Нурпеисова А.Б. Применения дронов в жизни людей // Вестник университета Шакарима. Серия технические науки. 2022. № 2 (6). С. 38.

Далее начинается история военных беспилотников.

Первый боевой дрон был применен в период Итальянской революции 1848-1849 годов при бомбардировке Венеции. Австрийские войска запустили 2 аэростата с механизмом  автоматического сбрасывания боеприпасов. В планы вмешался ветер, и бомбардировка оказалась малоэффективной, однако день 12 июля 1849 год вошел в историю как день начала развития боевых дронов.

Дальнейшие попытки непилотируемых запусков также не вызвали особого ажиотажа, так как по-прежнему не причиняли противникам значительного урона. Поэтому в какой-то момент о беспилотниках все забыли.

Лишь в 1892 году о подобных идеях вспомнили в компании «Электрические торпеды Симса–Эдисона», разработчики которой явили миру противокорабельную торпеду, управляемую через провод.

А еще через шесть лет на «беспилотной» арене появился ни кто иной, как Никола Тесла. В 1898 году он продемонстрировал на выставке электротехники в Нью-Йорке первый в мире радиоуправляемый корабль. Длина созданного Теслой прототипа морского торпедного катера составляла чуть более метра, управлялся он с помощью радиоволн от распределительного пульта и двигался в соответствии с нажатием рычагов. Согласно записям очевидцев, аппарат был оборудован винтовым электродвигателем с аккумуляторной батареей в трюме, еще одним двигателем для руля и тонкого механизма-приемника. В верхней части катера были установлены три антенны с лампочками, призванными помочь оператору разглядеть судно ночью.

Сам Никола Тесла указывал на потенциально широкие возможности использования дистанционного управления в мирных целях, однако общественность заинтересовало в первую очередь военное применение новой технологии.

В  1910 году американский военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил создать летательный аппарат, управляемый не человеком, а часовым механизмом. По задумке запрограммированный беспилотник, заполненный взрывчатыми веществами, в определенный момент должен был сбросить крылья и как бомба упасть на врага.

Правительство США поддержало проект и профинансировало. Кеттерингу удалось создать несколько рабочих моделей. Однако после нескольких испытательных полетов, прошедших с переменным успехом, проект понемногу сошел на нет и в боевых действиях Первой Мировой войны разработка участия не принимала. Производство «летающих бомб» Кеттеринга  прекратилось еще до ее начала.

В 20-30-е годы XX века авиация стремительно развивалась и возникла необходимость в отработке навыков отражения нападения с воздуха. Появилась идея создания дистанционно управляемых мишеней, что дало  дополнительный импульс программам разработки беспилотников.

Queen Bee. БПЛА-мишень
Queen Bee. Беспилотник-мишеньИсточник: Петушкова В. Б. История создания беспилотных летательных аппаратов / В.Б. Петушкова, С.О. Потапова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. Т. 1. № 9. С. 714.

В 1933 году британскими инженерами был разработан первый беспилотник-мишень многократного использования, получивший название «Queen Bee». Первые образцы были созданы на базе трех отреставрированных бипланов Fairy Queen, дистанционно управляемых с судна по радио. Два из них потерпели аварию, а третий совершил успешный полёт, сделав Великобританию первой страной, извлёкшей пользу из беспилотных технологий.

Созданный беспилотник был предназначен для тренировок зенитной артиллерии, ставшей обязательной для кораблей. Стрельба производилась боевыми снарядами, причем во время обстрела Queen Bee, управляемые с земли, выполняли всевозможные маневры и настолько затрудняли точное прицеливание, что казалось, самолетами управляют искусные пилоты. Примечательно, что результаты первых тренировок оказались незавидными для зенитчиков: за тысячу учебных часов им удалось сбить только 2 самолета.

Вторая мировая война оказала существенное влияние на развитие беспилотной авиации.

Пожалуй, самой известной является немецкая разработка крылатой ракеты «Фау-1». Этот самолет-снаряд мог поражать цели на удалении до 250 км, а позднее — до 400 км.

Немецкая ФАУ-1
Немецкая ФАУ-1Источник: Петушкова В. Б. История создания беспилотных летательных аппаратов / В.Б. Петушкова, С.О. Потапова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. Т. 1. № 9. С. 715.

Впервые Фау-1 были массово использованы 13 июня 1944 года против Великобритании, бомбардировке подвергся Лондон.

Всего за годы войны немецкая военная промышленность успела собрать порядка 30 тысяч самолетов-снарядов «Фау-1». К 29 марта 1945 года около 10 тысяч из них были применены для обстрелов Великобритании. При этом только 3200 ракет смогли достигнуть британских островов: около 20% ракет отказали еще на старте, 42% удалось сбить зенитной артиллерии и английской авиации, а 7% распались на части, столкнувшись с аэростатами воздушного заграждения.

В 1944-1945 гг. Германией для бомбардировок Великобритании применялись также баллистические ракеты «Фау-2». Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. Это произошло в 1944 году, когда с целью отладки конструкции был произведён ряд вертикальных пусков ракет. Высота подъёма при этом достигала 188 километров.

В этот же период США запустили в массовое производство самолеты-мишени Radioplane. За время войны для ВВС США их было создано почти 15 тысяч штук.

Но наиболее успешной разработкой Соединенных Штатов времен Второй мировой войны считается беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1, который по своим характеристикам был сравним с Фау-1. Однако серийное производство этой американской разработки было развито значительно слабее – за годы войны собрали всего 180 таких беспилотников.

А что же Советский Союз?

Отечественным пионером разработки беспилотников стало учреждение, казалось бы, не имеющее отношения к авиации – «Научно-исследовательский минно-торпедный институт» в Ленинграде. С 1933 года здесь, в специально созданной лаборатории № 22, под контролем конструктора Соломона Валка создавали «планер специального назначения». По задумке авторов, этот летательный аппарат предназначался для атак на береговые укрепления и морские суда. Посылать к ним пилотируемые бомбардировщики было опасно из-за активности зенитной артиллерии.

Серийный бомбардировщик ТБ-3
Бомбардировщик ТБ-3Источник: Якубович, Н. В. Боевые самолеты Туполева. М. : Яуза : ЭКСМО, 2010. С. 52.

В 1935 году был выпущен опытный образец ПСН-1. Планер с прикрепленной к нему торпедой или просто зарядом взрывчатки подвешивался к крылу тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Когда самолет оказывался в воздухе, планер отцепляли. Дальнейшее наведение на цель происходило с помощью инфракрасного луча. После выполнения задачи планер садился на воду. В августе того же года начались полномасштабные испытания разработки на одном из озер в поселке Кречевицы под Новгородом.

Однако в 1937 году был репрессирован Михаил Тухачевский, курировавший сферу дистанционно управляемых боевых машин, а также арестован ряд сотрудников конструкторского бюро, в котором был создан ПСН-1. В результате планер так и не увидел свет.

В первый год Второй мировой войны было решено выпустить новую модель планера – ПСН-2. Разработкой занимался конструктор Василий Никитин. ПСН-2 мог нести бомбу или торпеду весом в 1000 кг. В качестве самолета-носителя для новой модели также планировалось использовать самолеты ТБ-3. Однако и этот планер остался лишь на бумаге.

Параллельно в Особом техническом бюро по военным изобретениям специального назначения более известном как «Остехбюро» велись работы по переделке самого бомбардировщика ТБ-3 в радиоуправляемый самолет. В 1941 году эти тяжелые бомбардировщики несколько раз успешно применялись в качестве беспилотников для уничтожения мостов.

Холодная война ознаменовалась прогрессом в сфере военных технологий. Противники обзаводились не только ракетно-ядерным оружием, спутниками и атомным флотом. Гонка вооружений началась и в сфере беспилотных технологий.

ВВС США в 1949 г. начали разработку беспилотного реактивного бомбардировщика Матадор, который, по сути, представлял собой улучшенный вариант самолета-снаряда Фау-1. Однако если последний мог летать только по заданной при взлете траектории, то Матадор был оборудован устройством дистанционного управления, что позволяло принимать и выполнять команды, передаваемые с земли или воздушного пункта управления. При этом наземный пункт управления мог быть не только стационарным, но и мобильным. Всего было создано около тысячи таких беспилотных бомбардировщиков.

Самым ярким беспилотником-разведчиком периода «холодной войны» считается американский AQM-34. Он запускался с самолета-носителя, совершал полет по запланированному маршруту и возвращался в расчетную точку, где опускался на парашюте. Были варианты этого беспилотника, которые подхватывались в воздухе самолетами или вертолетами.

Беспилотники. BQM-34A перед запуском на аэродроме Уоллес (Филиппины)
BQM-34A перед запуском на аэродроме Уоллес (Филиппины)Источник: Техника молодежи. 2021. № 12. С. 23.

С конца 1950-х гг. США на основе реактивных беспилотных мишеней начали создавать разведывательные дроны. Перед операторами таких беспилотников была поставлена задача сбора разведданных об инфраструктуре СССР. Именно в это время была создана модификация AQM-34 с мощным фотооборудованием и бо́льшей площадью крыла для полета на большой высоте. Впоследствии она получила обозначение AQM-34Q и широко использовалась для сбора разведданных сначала над Кубой, а затем над Вьетнамом.

Важно отметит, что уже в конце 1950-х гг. уровень развития автоматических средств управления позволял беспилотным аппаратам достаточно точно выдерживать маршрут и профиль полета. Также была автоматизирована работа бортовой аппаратуры, в качестве которой применялись панорамные аэрофотоаппараты, телевизионные камеры с изменяемой фокусировкой, инфракрасные разведывательные станции, аппаратура радиотехнической разведки и лазерные дальномеры-целеуказатели для подсветки наземных целей.

Так, например, в 1958 г. в Японии проходил испытание беспилотный самолет-разведчик В-3. В его оборудование входила телевизионная передающая аппаратура. Японский беспилотник запускался либо с катапульты, либо с самолета. Приземлялся В-3 при помощи парашюта по команде оператора, находящегося на земле.

В 1959 г. на вооружение военно-морского флота США был принят первый беспилотный вертолет Gyrodyne QH-50 DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter). Вооруженная торпедами и глубинными бомбами, управляемая по радио с корабля, эта машина предназначалась для поиска и уничтожения подводных лодок.

В общей сложности было построено более 750 таких вертолетов, однако возлагаемых на него надежд беспилотник не оправдал – чуть ли не половина машин была потеряна в результате аварий. В 1969 году американцы сняли Gyrodyne с вооружения, а вот японцы держали эту машину в строю вплоть до 1977 года.

С конца 1970-х гг. в сухопутных войсках Канады также велась разработка беспилотников вертолетного типа. Была создана модель CL-227, способная совершать полет со скоростью 130 км/ч на высоте до 3000 м. Общим недостатком беспилотников вертолетного типа, в отличие от самолетных аналогов, является заметно меньшая дальность полета. В то же время для их взлета и посадки не требуется специально подготовленная площадка.

Свои разработки в сфере беспилотных технологий вели и некоторые европейские страны. Так, собственные программы существовали, например, во Франции, Бельгии и ФРГ.

Франция еще в 1950 году приняла 10-летнюю программу строительства управляемых реактивных снарядов для флота. Самой яркой французской разработкой стал корабельный комплекс крылатых ракет Малафас. Модификация этого комплекса, названная Малафон, предназначалась для стрельбы с надводного корабля по подводным лодкам. В подводном положении эта крылатая ракета наводилась на лодку с помощью акустической системы.

Такие ракеты активно применялись в англо-аргентинском конфликте 1982 г. и подтвердили свое высокое качество.

Интересной немецкой разработкой стали опытные конструкции противотанкового беспилотного аппарата — PAD (Panzer Abwehr Drohne) и противорадиолокационного беспилотника — KDAR (Kleindrohne Antiradar). Такие аппараты по бортовым программам осуществляли поиск целей на удалении 200 км от переднего края. После самостоятельного обнаружения цели осуществлялся ее захват и наведение на нее бортового средства поражения. Время полета этих беспилотных аппаратов составляло не менее 3 часов.

Сухопутные войска Бельгии с 1976 г. также использовали беспилотники собственной разработки — Эпервье. В состав бортового разведывательного оборудования этих устройств входили аэрофотоаппараты различных типов и инфракрасная станция с линейным сканированием, обеспечивавшие передачу добытой информации на пункт управления в масштабе времени, близком к реальному. Для съемки в ночных условиях на борту размещалось 12 фотопатронов.

Разведывательные беспилотные летательные аппараты в больших количествах поступали на вооружение армий стран НАТО в 1970-х. Так, в этот период на вооружении сухопутных войск Великобритании, Канады, Италии, Франции и ФРГ стояли разведывательные беспилотники CL-89.

США активно применяли свои беспилотные аппараты во время войны во Вьетнаме. Именно беспилотные фоторазведчики совершили 80% всех разведывательных полетов. Кроме того, американцы проводили испытания по использованию беспилотников в условиях боевых действий. Во Вьетнаме их учили атаковать врага ракетами «воздух–воздух» и «воздух–земля», бомбить наземные цели.

С 1964 по 1975 г. беспилотными летательными аппаратами США было совершено 3435 боевых вылетов в небе Вьетнама, из них 2873 считаются успешными.  Никто из обслуживающего персонала не пострадал. Для сравнения: за тот же период было сбито 2500 пилотируемых самолетов, убито и взято в плен около 5000 пилотов.

Во второй половине 1970-х гг. в вооруженных силах США были разработаны способы массированного подавления радиосредств возможного противника. Эти способы неоднократно проверялись на учениях американских сухопутных войск в континентальной части США и в Западной Европе.

В 1982 г. разведывательные беспилотники применялись США в войне с Ливаном, позднее использовались при вторжении американских войск в Гренаду, при воздушных налетах на Ливию и в англо-аргентинском конфликте.

Израиль активно применял разведывательные и ударные беспилотники собственного производства в ходе вооруженных конфликтов с арабскими странами.

Беспилотники. Израильские военные запускают разведывательный беспилотник «Skylark»
Израильские военные запускают разведывательный беспилотник «Skylark»Автор изображения: Israel Defense Forces/ Zev MarmorsteinИсточник: https://ria.ru/20230129/bespilotnik-1848267404.html?chat_room_id=1848267404

В арабо-израильских конфликтах беспилотные аппараты использовались для фоторазведки объектов поражения, районов сосредоточения войск и для длительного наблюдения за районом боевых действий с целью уточнения обстановки.

Авиационные удары Израиля прикрывались беспилотниками – постановщиками помех и беспилотниками – ложными целями. Израильские беспилотные аппараты использовались и для имитации групп ударных самолетов. В итоге арабские зенитчики расходовали большой запас зенитно-управляемых ракет, а сбивали всего несколько беспилотников.

В годы «холодной войны» разработкой беспилотников занимались и советские конструкторы. В основном речь шла о беспилотниках-разведчиках.

Первым реализованным проектом стало переоборудование самолета Як-9В в дистанционно пилотируемый аппарат дозиметрического контроля. Пять таких самолетов осуществляли дозиметрический контроль в атмосфере после проведении ядерных испытаний.

Следующим шагом стал серийный выпуск разведчика Як-25 РВ, созданного в 1959 г. в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном. Он находился на вооружении Советской Армии до начала 1970-х гг.

Первые советские беспилотные летательные аппараты-разведчики поступили в войска в 1960-е гг.

Беспилотник-разведчик ТУ-123 «Ястреб» на транспортно-стартовой установке
Беспилотник-разведчик ТУ-123 «Ястреб» на транспортно-стартовой установкеИсточник: Техника молодежи. 2021. № 12. С. 46.

В этот период конструкторским бюро Туполева на базе мобильной ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия Ту-121 был создан разведывательный беспилотник Ту-123 «Ястреб».

Сверхзвуковой Ту-123 предназначался для фото-и радиоразведки на расстоянии до 3200 км, что позволяло перекрывать практически весь западноевропейский театр военных действий. Крейсерская скорость аппарата составляла 2700 км/ч, а высота полета – 22800 м.

Серийное производство осуществлялось в Воронеже, на заводе № 64, с 1964 по 1972 г. Всего было создано 52 машины.

В начале 1970-х гг. в различных конструкторских бюро СССР одновременно разрабатывалось до двух с половиной десятков типов беспилотных самолетов. Именно тогда на вооружение поступил разведывательный беспилотный летательный аппарат Ту-143 «Рейс», предназначенные для тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе. За период с 1973 по 1989 год было выпущено 950 штук. И хотя его серийное производство было прекращено в 1989 году, Ту-143 до сих пор используется войсками.

В 1979–1989 годах было выпущено 152 беспилотника Ту-141 («Стриж»). «Стрижи» предназначались для ведения разведки в глубоком тылу противника (дальность их полета составляла до 1000 км). Использование фото- и инфракрасной аппаратуры позволяло получать разведданные при любых погодных условиях в любое время суток.

Несколько «Стрижей» после распада СССР досталось в наследство Украине. Они были модернизированы и с весны 2014 года применялись в боевых действиях на Донбассе как в разведывательном, так и в ударном вариантах. Именно такой Ту-141, потерявший связь с пунктом управления, 10 марта 2022 года упал в Хорватии, предварительно пролетев над Румынией и Венгрией.

Беспилотник Ту-141 «Стриж». Инфографика
Автор изображения: Виктор Сокирко, Богдан КрасновИсточник: https://aif.ru/society/army/bespilotnik_tu-141_strizh_infografika

Начало 1980-х гг. было эпохой расцвета отечественных беспилотных технологий. На вооружении Советской Армии стояли тысячи беспилотников-разведчиков и постановщиков радиопомех. Предполагалось, что один такой беспилотник способен парализовать систему связи мотопехотной или танковой бригады противника, а при массированном применении гарантированно вывести из строя систему управления целых армейских группировок.

Однако холодная война не перешла в горячую фазу, и СССР по собственной инициативе сократил наращивание военных мощностей. К концу 1980-х количество воинских частей, вооруженных беспилотными аппаратами, в советской армии сократилось до минимальных значений. А в 1996 году была официально ликвидирована последняя эскадрилья беспилотников уже российских ВВС.

Многие научные исследования прекратились. Уже прошедшие испытания комплексы так и не были запущены в серию, а многие российские ноу-хау проданы за рубеж.

Однако уже через год, в 1997 году на вооружение российской армии был принят первый тактический разведывательный беспилотник «Пчела-1Т» разработки ОКБ имени Яковлева, входящий в состав мобильного комплекса воздушной разведки «Строй-П». Это винтовой аппарат с поршневым двигателем, предназначенный для круглосуточного наблюдения, передачи телевизионного и тепловизионного изображения.

«Пчелы» способны вести разведку в радиусе 60 км с высоты от 100 до 1000 м, продолжительность полета – до двух часов. При изменении состава аппаратуры этот беспилотник может использоваться для постановки радиоэлектронных помех или в качестве воздушной мишени.

Еще до принятия на вооружение мобильный комплекс «Строй-П» прошел испытания в ряде контртеррористических операций на Северном Кавказе и доказал свою эффективность.

Позднее «Пчела» была интегрирована в состав реактивных систем залпового огня «Смерч», «Ураган» и «Град», что значительно повысило результативность этих реактивных системы.

В 1990-х произошел настоящий прорыв в развитии беспилотных технологий по всему миру. Он стал результатом создания современных систем связи и навигации. Переход беспилотников в новое качество обеспечило в первую очередь появление системы глобального позиционирования (GPS).

Сегодня наибольших успехов в беспилотном строении добились фирмы США, Израиля, Франции, Германии, Великобритании и Китая. Беспилотники разрабатывают и в государствах, которые, в общем-то, нельзя в полной мере отнести к лидерам авиационной промышленности. Это, например, Индия, Иран, Польша, Австралия, Турция, Пакистан, Южная Корея, КНДР и еще несколько десятков стран.

Россия, утратившая многие наработки в сфере создания боевых беспилотников после развала СССР, сегодня вновь активно занимается их разработкой и производством.

Российский многофункциональные беспилотные комплексы «Орлан-10»
Российский многофункциональные беспилотные комплексы «Орлан-10»Автор изображения: Вадим Савицкий / ТАССИсточник: https://profile.ru/military/istoriya-boevyh-bespilotnikov-ptichki-specialnogo-naznacheniya-1189262/

Самый массовый дрон, которым располагают российские вооруженные силы, – многофункциональный «Орлан-10». Это машина отечественной разработки, поступившая на вооружение в 2011 году. В 2020-м началось серийное производство усовершенствованного варианта – «Орлан-30».

«Орлан-10» входит в состав единой системы управления тактическим звеном, благодаря чему может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами, подключенными к этой системе (самоходными артиллерийскими установками, танками, БМП, машинами противовоздушной обороны). Комплектация аппаратуры «Орлана-10» меняется в зависимости от стоящей задачи. Разные варианты позволяют вести наблюдение в оптическом и инфракрасном диапазоне, автоматически определять положение включенных GSM-телефонов, станций связи, работающих радиолокационных станций.

Средства радиоэлектронной борьбы «Орлана-10» могут глушить GSM-связь, а также простые GPS-приемники. В ударном варианте на беспилотник подвешиваются четыре осколочно-фугасные бомбы. Один боеприпас поражает цели в радиусе до 10 м.

В середине 2021 года появился российский «Форпост-Р», обладающий ударными функциями. При максимальной взлетной массе 500 кг беспилотник может нести авиационные средства поражения весом до 100 кг – управляемые ракеты и корректируемые бомбы. «Форпост-Р» применяют в Сирии и в спецоперации на Украине.

Кроме того, на вооружении российской армии находятся мини-беспилотники «Элерон-3СВ», а также работающий на средних и больших дальностях тяжелый тактический аппарат «Иноходец».

Серийное производство «Иноходцев» компания «Кронштадт» развернула зимой 2022 года. Этот беспилотник применялся против бронетехники ВСУ при штурме Мариуполя. Для поражения наземных целей российские войска используют противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д», адаптированный для дрона. Система управления и наведения ракеты – автоматическая, защищенная от помех, с телеориентированием в луче лазера.

В настоящий момент в России официально зафиксировано более 100 государственных и частных компаний, чья деятельность тем или иным способом связана с исследованиями, разработками, производством, выпуском, эксплуатацией беспилотных воздушных судов. Работы ведут как крупные корпорации, так и средние и мелкие конструкторские бюро за счет частного финансирования, всевозможных грантов и средств из государственного бюджета.

В последние годы в боевых действиях широко применяются беспилотники-камикадзе. Эти сравнительно дешевые аппараты могут наносить серьезный ущерб противнику.

Современная война раскрывает все новые и новые возможности дронов. Беспилотники становятся более совершенным оружием, от которого может зависеть победа в локальном бою и даже успех стратегической операции.

Всё более широкое использование беспилотников потребовало и развития систем, способных пресекать неправомерное использование этих летательных аппаратов.

Появились модели беспилотников-перехватчиков. В них используются разные способы противодействия полёту, от прямого тарана до выстреливания в цель специальной сетью. Нити сетки блокируют механизмы беспилотника-нарушителя: останавливают мотор и заклинивают рулевые поверхности. Причём сеть может быть оснащена и парашютом, с помощью которого беспилотник можно не только поймать, но и безопасно приземлить.

Беспилотники. Радиоэлектронное противодронное ружье
Радиоэлектронное противодронное ружьеАвтор изображения: Издательский дом «Беларусь сегодня»Источник: https://www.sb.by/articles/groza-sredi-yasnogo-neba.html

Активно используются сегодня и специализированные противодронные ружья. Их работа построена по принципу разрыва связи между дроном и пультом управления оператора, глушения сигналов навигации. Дрон переходит в режим самоспасения и безопасно приземляется. Модификаций таких приборов как российского, так и зарубежного производства сегодня существует множество. Им даже можно посвятить отдельный подкаст, но сейчас мы не об этом.

Как и многие другие изобретения, беспилотники — это продукция «двойного назначения», которая может применяться не только в военных, но и в мирных целях.

Настоящая дрон-революция в нашей жизни произошла в 2013 году, когда китайская компания DJI начала массовый выпуск небольших квадрокоптеров, доступных любому человеку. С этого момента дроны плотно вошли в нашу жизнь.

Пожалуй, самое популярное применение дронов — фото- и видеосъёмка. Операторы телепередач о путешествиях снимают совершенно фантастические виды с высоты птичьего полёта — будь то спокойное море или заснеженная пустошь, бескрайняя степь или оживлённый мегаполис. Если раньше съёмочной группе приходилось арендовать вертолёт, то теперь беспилотники сильно упростили жизнь. А то, что они могут снимать с меньшей высоты, даёт дополнительное преимущество. Дроны, конечно же, применяются и на съёмках большого кино.

В 2014 году американский режиссёр и оператор Рэнди Скотт Славин организовал первый в мире кинофестиваль, посвящённый съёмкам с дронов. Условия участия были простыми: видео не должно идти более 5 минут и не меньше половины времени должны занимать съёмки с помощью дрона. Всего на фестиваль поступило более 150 видео, из которых 8 победили в разных номинациях.

С этого времени подобные кинофестивали проводятся регулярно.

Беспилотники. Гоночный дрон
Гоночный дронАвтор изображения: Drew Angerer/Getty Images Подробнее на РБК: https://sportrbc.ru/news/62984a899a79477d63c38aa5Источник: https://sportrbc.ru/news/62984a899a79477d63c38aa5

Сегодня дроны участвуют и в создании шоу. Первое такое шоу дронов состоялось в 2012 году в Австрии и участвовало в нем всего 50 беспилотников. Самым же рекордным на сегодняшний момент является шоу, состоявшееся в мае 2021 года в честь 100-летия Коммунистической партии Китая, когда в воздух одновременно было поднято 5200 дронов. Именно оно входит в Книгу рекордов Гиннеса как рекордное по количеству одновременно находящихся в воздухе беспилотных летательных аппаратов. Но, уверены, что и этот рекорд скоро будет побит…

Существует и дрон-рейсинг – гоночные соревнования беспилотников небольших размеров на специально оборудованных трассах. Кстати, с 2017 года в России начала работу первая национальная лига дронов, направленная на развитие и популяризацию дрон-рейсинга как вида спорта.

Но развлекательная сфера – не главная в мирном применении беспилотников.

Беспилотные летательные аппараты тушат пожары, распыляют удобрения, производят аэрофотосъёмку, строят 3D-планы зданий, сооружений, цифровые модели рельефа, мониторят нефте- и газопроводы. Беспилотные аппараты используют для научных исследований, мониторинга состояния  окружающей среды и изменений погоды.

Дистанционное зондирование с беспилотных летательных аппаратов весьма полезно с точки зрения исследователей, изучающих дикую природу и природные явления. Ведь съёмка с воздуха — зачастую единственный способ наблюдения за некоторыми регионами Земли. Для аэросъёмки не требуется организовывать продолжительные и достаточно опасные наземные экспедиции, тем более что для наблюдения за животными в условиях дикой природы они далеко не всегда эффективны.

Беспилотники помогают в работе и учёным-экологам. Большинство беспилотных аппаратов отличаются малой шумностью, их легко можно принять за птиц, поэтому вероятность того, что с помощью них можно получить редкие снимки представителей дикой фауны, значительно выше, чем у наземной съёмочной группы.

Съёмка с воздуха даёт более реалистичную картину численности животных и их поведения в условиях естественной среды обитания, когда рядом нет людей…

Беспилотники
Автор изображения: Пользователь freepikИсточник: https://ru.freepik.com/free-photo/medium-shot-woman-engineer-controlling-drone_25128653.htm

Беспилотники весьма полезны и для круглогодичного контроля за климатическими изменениями. Они могут осуществлять его повсеместно, в том числе в особо отдалённых районах, где проведение исследований с участием учёных требует значительных затрат.

В нефтегазовой отрасли беспилотные летательные аппараты постепенно вытесняют другую технику для мониторинга нефтяных и газовых труб, пролегающих большей частью в удалённых районах, включая Арктический. Оценка технического состояния трубопроводов, поиск врезок, утечек и определение размера разливов, инвентаризация объектов инфраструктуры, уточнение границ охранной зоны, выявление несанкционированной деятельности — всё это теперь возлагается на беспилотники. В своей деятельности их используют уже многие российские нефтяные и газовые компании.

Оперативное получение точной информации беспилотные летательные аппараты обеспечивают и в электроэнергетике. Их уже применяют для поиска повреждений при аварийном отключении линий электропередачи, контроля состояния опор, проводов и изоляторов. С их помощью обнаруживают пожароопасный мусор, наличие подтоплений и заболоченностей.

Часто в решении многих задач они обладают преимуществами перед пилотируемой авиатехникой или же спутниками. Например, с их помощью можно быстро обнаружить возгорание в лесных массивах и точно определить место пожара, а значит, быстро организовать тушение и уменьшить площадь бедствия. Особенно полезны беспилотники при возгораниях на удалённых и труднодоступных территориях, куда не долетят вертолёты. При этом их функции не ограничиваются только защитой лесов от пожаров.

Беспилотники используются и для учёта лесного фонда, и для его защиты и воспроизводства.

Беспилотники. Применение дронов в сельском хозяйстве
Источник: Мобильные телекоммуникации. 2016. № 3. С. 45.

В воздушных беспилотных судах нуждаются и города. Здесь благодаря им можно быстро, недорого и эффективно выполнять огромный спектр работ: создавать 3D-модели городской территории и отдельных строений, проводить инвентаризацию городского имущества, обнаруживать самовольно занятые земли и незаконное строительство, находить несанкционированные свалки.

Беспилотные технологии помогают охранять частные территории и выслеживать нарушителей, охранять государственные границы, наблюдать за большими скоплениями людей и патрулировать улицы.

Активно используются беспилотники и в сфере доставки. Одним из первых доставлять свои посылки дронами начал Amazon. А по-настоящему массовой такая доставка стала в 2021 году, когда спрос на эту услугу вырос из-за пандемии коронавируса.

Вполне возможно, что в недалёком будущем и большинство автомобилей тоже станут беспилотными. Разработки в данном направлении ведутся сегодня одновременно разными компаниями. И уже есть реализованные модели не только беспилотного автотранспорта, но и летательных аппаратов с пассажирами на борту. Так что, возможно, фантастическое будущее не так уж и фантастично.

Говорить о беспилотниках можно еще долго… И наверняка, пока вы слушали этот подкаст, в мире появился какой-то новый беспилотник или кто-то придумал еще одно перспективное применение беспилотным технологиям. Лет через 10 мы вернемся к этой теме, чтобы увидеть, насколько изменился наш высокотехнологичный мир.

А пока узнавайте новое, будьте счастливы и читайте только лучшие книги!

ЛИТЕРАТУРА О БЕСПИЛОТНИКАХ