Как мы знаем, смех является универсальным элементом социальной жизни и занимает весьма значительное место в деятельности и общении любого человека.
Психологически смех снимает с человека обязанность вести себя по существующим в данном обществе нормам – хотя бы на время. Дает человеку ощущение своей отстраненности, незаинтересованности в случившемся и происходящем, помогает справится с психологическими травмами, успокаивает и лечит.
Юмор различен у отдельных народов и в отдельные эпохи, а там, где в культуре господствует индивидуальное, личное начало, юмор в какой-то мере различен и у каждого смеющегося.
В первобытном мире символ смеха культивировался как знак благодарности и воздаяния божеству за удачную охоту или плодородие земли. В античном мире считалось, что чем больше человек смеялся «естественным» или «телесным» смехом, тем больше он угождал божеству, и тем благосклоннее становилось отношение этого божества к смеющемуся человеку. Проследить данное явление можно в древнеримских комедиях – паллиатах.
Давайте заглянем в историю юмора нашей страны. Сущность смешного оставалась одинаковой во все века, однако преобладание тех или иных черт в «смеховой культуре» позволяет различать в юморе национальные черты и черты эпохи. Для древнерусского юмора (являющегося, по сути, юмором средневековым) характерна направленность на наиболее чувствительные стороны человеческого бытия. Чаще всего смех Древней Руси был обращен против личности самого смеющегося или против всего того, что считалось святым, благочестивым и почетным.
Авторы средневековых произведений чаще всего смешат читателей непосредственно собой. Они притворяются дураками, «валяют дурака», делают нелепости и прикидываются непонимающими. Именно принижение себя типично для древнерусского юмора.
Как ни странно дурость и глупость – важный компонент юмора наших предков. Ведь что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычаи и принятое поведение, разрушитель системы, обнажающий сущность мира – т.е. разоблачитель и разоблачающийся одновременно.
В Древней Руси были широко популярны и пародии на молитвы, псалмы, службы, монастырские порядки. Это очень загадочное обстоятельство, если учитывать, что люди в массе своей были религиозными. Найти пародии на церковные песнопения и молитвы можно, например, в демократической сатире XVII века «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», «Сказание о бражнике». И нет никаких указаний на то, что эти произведения запрещались. Напротив, некоторые снабжались предисловиями к «благочестивому читателю».
Для древнерусского юмора было также характерно балагурство, разрушающее значение слов и коверкающее их внешнюю форму. Балагур вскрывал нелепость в строении слов, давал неверную этимологию или неуместно подчеркивал этимологические значения слов.
В пословицах и поговорках также часто звучали нотки юмора: «Аз пью квас, а коли вижу пиво, не пройду его мимо», «Плачот Ероха, не хлебав гороха».
В начале XVIII века увеличилось количество категорий «смешного» и произошло разграничение терминов. Отдельно стали выделять «иронию», «сатиру», «юмор», «смешное» и «комическое». Такое изменение смеховой культуры было связано с деятельностью Петра I, который придавал особое значение зрелищному искусству. В годы его правления широко распространились «потехи» в виде уличных маскарадов, пародий и различных шествий. Для мира новой культуры, рождавшейся вместе с Петербургом, были характерны две тенденции: с одной стороны, продолжение традиционной скоморошьей практики в новых условиях, с другой – ее преобразование.
Петр строил светскую, независимую от церкви культуру, в основе которой лежало учение о естественном праве, согласно которому у каждого человека есть ряд неотъемлемых прав, принадлежащих ему от рождения. А так как юмор и смех являются частью человеческой природы, необходима «реформа веселья», его реабилитация от обвинений в сатанинстве. По большому счету весь смысл культурной реформы Петровской эпохи заключался в том, что перестройка массового сознания спровоцировала смену традиционного типа культуры, в том числе и смеховой, общеевропейским.
В это время формируется и жанр аристократической сатиры, появившейся как реакция образованной и просвещенной части русского общества на темные стороны русской жизни. Новое время передвигает морализаторские акценты на осмеяние недостатков и слабостей «высшего света» – щегольства и кокетства, галломанию, пустое «умничание», обжорство, волокитство, сплетни, взяточничество и многое другое.
В XIX веке начинают выделять отдельные виды комического, такие, например, как юмор, сатира, пародия или гротеск. Появляются различные формы комедийных жанров и различные направления в искусстве.
Особенно быстро происходит развитие комедии в театре и литературе. Когда наша страна увидела творения Гоголя и Чехова, комедия плотно вошла в репертуар российского театра. За сатиру в этот период отвечал Салтыков-Щедрин. Он сам находился на посту чиновника и не понаслышке знал про взяточничество и лизоблюдство, которые весьма тонко высмеивал.
В 1880 году свои первые рассказы-пародии в журнале «Стрекоза» начинает публиковать Антон Павлович Чехов. А уже через 7 лет первая пьеса Чехова «Иванов» была поставлена в театре. В последующие годы писатель успеет сменить около 50 псевдонимов, среди которых: Брат моего брата, Врач без пациента, Гайка №6, Гайка №9 и, конечно, Антоша Чехонте. Но каким бы именем не подписывал свои произведения писатель, сатира и юмор всегда будет неотъемлемой их частью.
Периодические издания XIX века также не отставали от общих тенденций эпохи в вопросах юмора. Именно в это время особое признание в России получила карикатура – гипертрофированное изображение реальности с комическим эффектом. Карикатура настолько плотно вошли в обиход издательства, что впоследствии породила не один десяток авторов-карикатуристов. Карикатурные изображения стали неотъемлемой частью не только развлекательных, но и информационных журналов. При этом кроме карикатур в традиционном понимании слова многие издания публиковали просто иллюстрации с комичными приписками.
Настоящий бум сатиры и юмора приходится на первую половину XX века. Проза Михаила Булгакова, Михаила Зощенко, драматические сказки Евгения Шварца в дальнейшем стали знаменитыми экранизациями.
Теперь с комедией люди могли соприкоснуться в 5 вариантах: театр, кино, творческие вечера, литература и варьете. Кстати, варьете и кабаре, получившие широкое распространение в начале XX века, стали отправной точкой для возникновения комедийной эстрады в нашей стране. Именно в этих увеселительных заведениях с конферансье, где разыгрывались скетчи в перерывах между выступлениями шансонье и танцевальными номерами, зародился комедийный разговорный жанр. При этом артистами разговорного жанра варьете можно было стать только через театральное училище, либо по знакомству.
В послевоенные годы варьете и комедийных клубов уже не существовало. А в 1949 году начался серийный выпуск первых массовых телевизоров КВН-49. Так началась новая эпоха в развитии российского юмора…
Кстати, известная сегодня всем нам программа «КВН», вышедшая впервые на экран в 1961 году, была названа в честь того самого телевизора. А телевидение того времени дало стране Хазанова, Задорнова, Якубовича и многих других известных в мире юмора лиц. Телевидение помогло не только созданию новых авторских проектов, но и смогло продемонстрировать стране уже признанные таланты. Это время мощных тандемов: например, Жванецкий писал миниатюры, а Райкин, Ильченко и Карцев воплощали их на сцене и гастролировали по всей стране.
Появляются журнал «Фитиль» и детский журнал «Ералаш», которые обрели огромную популярность. Если говорить о гэгах, то ярким представителем этого комедийного приема стал мультфильм «Ну, Погоди», который полюбили не только дети, но и взрослые. Активно развивается комедийный жанр и в кинематографе. Блестящим примером является Леонид Гайдай, который дебютировал как драматический режиссер, но быстро перестроился и начал снимать сначала короткий комедийный метр, а потом и полный.
В дальнейшем огромная машина юмора развивалась с колоссальным успехом: стало появляться всё больше новых юмористических передач, новых комедийных режиссеров, новых артистов и новых телевизионных каналов.
В 2005 году состоялось событие, которое перевернуло представление о юморе в России – вышли первые выпуски программы Comedy Club. Миниатюры с матом, которые были в новинку на телевидении, неизвестный педагог, который почему-то получил возможность резко высказываться в адрес медийных персонажей – все это было дерзко и непривычно. Но самая главная особенность этой передачи – создание нового комьюнити и конкуренции КВН. Начали появляться ситкомы, скетчкомы, стендапы и множество других популярных проектов, которые не ассоциировались с КВН, а были отдельной единицей на рынке российского юмора.
С 2010-х годов и по сей день происходит новый виток комедийной революции в нашей стране. Появляются комики, которые не хотят зависеть от телевизионных передач и продюсеров. Анекдот и карикатура трансформировались в цифровой среде в новый коммуникационный феномен с юмористической составляющей — интернет-мем. Он объединил характерные признаки обоих типов: юмористичность, нарративность и визуализацию. Интернет-мемы в цифровой среде существуют не только как средство развлечения (хотя их рекреационная функция достаточно значительна), они возникают в качестве эмоционального отклика интернет-пользователей на актуальные события.
Сегодня комедия в России доступна во множестве вариантов: отредактированная и независимая, затратная и малобюджетная, новая и заскорузлая. Создать что-то смешное может, пожалуй, любой человек…
Но давайте теперь разберемся, что же такое юмор и смех с точки зрения науки.
Что вообще такое смех – обычный человеческий? Ритмические, короткие сокращения диафрагмы, часто с характерными звуками, в ответ на шутку или щекотку. Странноватое сочетание, не находите? Взрослые солидные люди реагируют каким-то бессмысленным уханьем на два совершенно разных явления: остроумные комбинации слов и шевеление пальцами по чувствительным участкам кожи. Есть, над чем поломать голову. Что же говорит о природе смеха наука?
Во-первых, смех – это врожденное. Наряду с плачем это один из первых звуков, издаваемых ребенком. Во-вторых, у всех типов смеха есть нечто общее – реакция на неожиданность. Большинство анекдотов, например, работают следующим образом: сначала создается одна модель происходящего, а потом внезапно выясняется, что эта модель неправильная. Щекотка – тоже неожиданность. Главное в ней – не сами тактильные ощущения, а их непредсказуемость. Большинство людей неспособны щекотать сами себя – если мозг знает, где именно и в какой именно момент будет щекотно, то щекотно уже не будет. В-третьих, смех сильно зависит от социального контекста. Исследования показывают, что человек смеется в 30 раз больше в присутствии других людей. По статистике, самые «щекотливые» люди – одновременно самые веселые. Склонность к смеху при щекотке тесно коррелирует с чувством юмора, то есть со склонностью шутить и смеяться над шутками.
Короче говоря, на поверку оказывается, что щекотка и анекдот не так уж далеки друг от друга. Еще Дарвин писал, что юмор – это «щекотание ума», а известный американский исследователь юмора Пол Макги называл юмор «логическим развитием игрового поведения в сферу абстрактных интеллектуальных идей». Иными словами, смех может вызываться самыми разными стимулами, но объединяет их общая идея: неопасная социальная неожиданность.
Если смех – древнейшее эволюционное изобретение, то у него должен быть чёткий эволюционный смысл. Традиционно считалось, что смех означает сигнал «это игра», то есть несёт в себе информацию о дружелюбных намерениях. Он дает окружающим понять, что ты не желаешь им зла. Но в последние годы появилась несколько видоизменённая версия смысла смеха. Психологи Майкл Оурен и Джо-Энн Бакоровски склоняются к тому, что смех не просто информационный сигнал об эмоциях, а скорее что-то вроде эмоционального вируса, которым смеющийся пытается заразить окружающих, чтобы склонить их на свою сторону. Смех – одна из самых заразных форм человеческого поведения. Интересно, что «заразны» не просто сокращение диафрагмы, а положительные эмоции, сопровождающие смех. Более того, для поднятия настроения смех достаточно просто представить. Эксперименты с использованием томографа показывают, что при этом активируется отдел мозга, называемый дополнительной моторной областью. Эта часть коры, как считается, играет важную роль в нашем понимании действий окружающих. Чтобы понять, что делает другой человек, наш мозг с помощью дополнительной моторной области запускает «симуляцию» этих действий. Если собеседник машет руками – мозг представляет, как махать руками. Если собеседник ударился коленкой – мозг представляет, что тоже получил от коленки сигнал об ударе, вспоминает, что это больно, и выдает подходящую эмоцию – сопереживание. Точно также, согласно «вирусной» гипотезе, работает и смех: когда мы видим, как смеётся другой человек, наш мозг автоматически воспроизводит его смех и все связанные с ним эмоции. В результате смеющийся вызывает у окружающих положительные чувства, хотят они того или нет.
С социальной точки зрения смех сплачивает и повышает эффективность выполнения групповых задач. Шутки и прибаутки на работе – куда более полезная стратегия, чем серьезность. Согласно гипотезе Оурена и Бакоровски, смех – это что-то вроде агрессии, только наоборот. И то и другое – формы целенаправленного и, в общем, насильственного поведения с целью получения выгоды. А учитывая, что смех ещё и полезен для здоровья, это поистине гениальное эволюционное изобретение.
А какой толк от юмора с точки зрения психологии и здоровья? Не зря же говорят, что «Смех продлевает жизнь».
Удивительно, но смех способствует насыщению организма кислородом и способствует выработке эндорфинов («гормонов счастья»), смех укрепляет иммунитет. Хохот в течении получаса сжигает 550 калорий, и действует на организм как 10 минут фитнеса (замечательная новость для тех, кто следит за своей фигурой). Оптимисты болеют на 70% реже пессимистов заболеваниями сердца. И это всё достоверные, проверенные учеными, факты!
Смех настолько целителен, что в психотерапии образовалось особое направление – юморотерапия. На тренингах терапевты учат своих клиентов, как шутя отвечать на обиды, справляться с болью, признавать ошибки и жить более полной жизнью.
Юмор делает невыносимое выносимым. «Обезболивание» — главная функция юмора. Он помогает взглянуть на что-то очень болезненное более правдиво, увидеть вещи, которые трудно признать. Если человек может над чем-то смеяться, это уже не так больно. Именно поэтому у врачей есть свои «черные» шутки. А когда полная женщина или лысый мужчина рассказывают анекдот про лишний вес или облысение, самоирония становится для них защитой — они стремятся пошутить про свои недостатки раньше, чем об этом заговорят другие. Стараются принять себя, а потом решить проблему — например, похудеть.
Чаще улыбайтесь! В улыбке задействовано 17 мимических мышц и она способна изменить тон голоса даже по телефону. Собеседник вас не видит, но он слышит вашу улыбку на том конце провода. Помните, что окружающим всегда приятно общаться с улыбающимся человеком.
Смейтесь! Сохраняйте свое здоровье! И читайте позитивные книги!
Еще больше литературы о юморе в фонде Владимирской областной научной библиотеки