Top.Mail.Ru
Дао татуировки. Как читать рисунки на теле и для чего они нужны

Дао татуировки. Как читать рисунки на теле и для чего они нужны

 

Есть на свете вещи, о которых можно говорить часами, писать о них книги, исследовать вдоль и поперек, но все равно остается тайна. Безусловно к ним относится древний обычай покрывать тело замысловатыми узорами, сохраняющимися на долгое время. В последние десятилетия татуировка находится на пике моды. Поэтому сегодня мы предлагаем вам открыть для себя это искусство. Ведь оно такое же древнее, как наскальные рисунки, точно такое же таинственное, как ритуальная магия и также многозначно, как мир, в котором мы живем. Вы узнаете об истории, стилях татуировок и о писателях, которые смело нанесли на свое тело рисунки, поражающие воображение замысловатостью сюжетов.

Итак, давайте попробуем разобраться, как читать рисунки на теле, и для чего они нужны.

Слово «тату» появилось благодаря знаменитому мореплавателю Джеймсу Куку. Именно он впервые употребил его в отчёте о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году. А «нашел» он это слово на Полинезийских островах, в языке местных жителей. На полинезийском слово «татау» значит «рисунок». Английский путешественник адаптировал его к родному языку – так появилось известное нам сегодня tattoo.

Причин, по которым самый первый смельчак ввел под кожный покров красящие вещества, чтобы получить стойкий рисунок, несколько.

Племя Пикты
Женщина племени Пикты

В момент своего зарождения татуировки могли выполнять почетную функцию символической одежды человека, потакая его стремлению украсить себя. Ведь покрыв часть или всего себя долговечным узором, первобытный человек уже не казался голым среди похожих собратьев. А используя хитроумный рисунок еще и отличался от них.

Нанося определенный узор, например, топор или копье, воин не только закалял характер, но и предполагал, что этот рисунок будет служить ему защитным оберегом от оружия противника в сражении. Тем более, что такой тату-оберег был всегда при хозяине.

Возможно, обычай татуироваться пошел от случайно полученных человеком повреждений кожи. Нельзя исключать вероятность параллели с «отметкой духом», появлявшейся путем получения необычной раны, которая, заживая, образовывала причудливый шрам, отличавший его носителя.

Очевидно, что жители любого континента во все времена разделяли желание сохранить в памяти важное событие, поставив на себе посвященную ему метку, и, конечно же, показав ее другим.

Древние татуировки
Технология нанесения тату в древние времена

Первые татуировки делали еще в период неолита при помощи кремневых резцов. Древние мужчины и женщины покрывали тела рисунками, используя мел и известь для получения белого рисунка, охру для красного, сажу и уголь для черного и синего, а также другие красящие пигменты, в том числе растительные.

У некоторых народов Океании, Юго-Восточной Азии и американских индейцев рисунки на тело наносили колючкой кактуса, рыбьей костью или металлической иглой, по которой ударяли молоточком. В Северо-Восточной Азии было принято прошивать кожу иглой с окрашенной ниткой, которую затем удаляли. Так что татуировка всегда была болезненным ритуалом.

Долгое время татуировки древних народов в основном запечатлевали совершеннолетие, принадлежность к тому или иному сословию, духовную силу или верховный статус. Рисунки были следствием какого-то события в непосредственном окружении человека. Во многих племенах практика тату непрерывно передавалась из поколения в поколение. Общественное положение, личные качества, звание и родословная – все записывалось в виде рисунков и графических знаков на теле.

Маска Моко
Маскообразные татуировки «Моко» племени Маори

Так, например, племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки – «Моко». Эти удивительные хитросплетения узоров служат как постоянной боевой раскраской, так и показателем доблести или общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска «Моко», он удостаивался высшей почести. Образцы Моко настолько индивидуальны, что раньше даже использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. Так, в начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, маори, подписывая «купчую», тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщина племени Айну
Татуировка на лице женщины племени айну

Женщины и мужчины прошлого рассматривали татуировки и как средство усиления своей привлекательности и плодовитости. В 1643 году голландец Мартин Герритсен ван Фрис первым из европейцев вступил в контакт с айнами – коренными жителями островов Хоккайдо, Кунашир и Итуруп.

Вот как описывал Ван Фрис внешность айнов:

«Женщины не такие смуглые, как мужчины, вокруг глаз и вокруг губ можно заметить раскраску черного или синего цвета».

Татуировкой на лице женщины айну обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость.

Самоанские мужчины и женщины тоже традиционно покрывали свои тела от талии до колен симметричными узорами с изображениями животных, от чаек до сороконожек, олицетворяющими единство и силу племени. Татуировка наделяла человека особыми правами. А своих соплеменников без тату самоанцы называли «голыми». Те же, кто не смог пройти чрезвычайно болезненное и длительное испытание татуировкой до конца, были вынуждены ходить с ее незавершенными фрагментами как с меткой позора.

В конце 60-х годов XVIII века, когда экспедиция уже упоминаемого нами капитана Джеймса Кука достигла Таити, британцы увидели туземцев, чьи тела были покрыты сложными орнаментами. Выяснилось, чем сложнее узор, тем более высокое положение занимал в племени его обладатель. Волны колонизаторов, пришедших после Кука, запретили коренным народам делать татуировки, лишая их тем самым своей самобытности и разрушая их культуру, что упрощало процесс колонизации.

А вот достоверных свидетельств существования традиций украшения тела татуировками у славянских племён не существует. Иногда в качестве единственного свидетельства приводятся заметки арабского путешественника Ибн Фадлана, который в начале 920-х годов посетил Волжскую Булгарию. Там он встретил неких торговцев-русов и оставил заметки об их обычаях.

В частности, он пишет:

«И от края ногтей иного из них до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений и тому подобного».

Информация, безусловно, интересная, однако автор не даёт уточнений, свидетельствующих о том, что это татуировки, а не рисунки. Кроме того, детали повествования позволяют усомниться, что речь идёт о славянских жителях Древней Руси.

Нечто отдалённо похожее на татуировки в России появляется лишь в начале XVIII века. В это время особенное распространение получает клеймение преступников. Раньше это делалось просто: раскаленным металлическим клеймом на видном месте выжигался определенный знак или слово. Теперь же изготовлялась специальная деревянная пластина с установленными в определенном порядке иглами. Форма накладывалась на осужденного, по ней били кулаком или молотком, нанося человеку раны, в которые затем втирали чёрный порох. Порох оставался под кожей, и так преступник обзаводился своеобразной татуировкой. Подобной процедуре не всегда подвергались только преступники: в 1712 году Петр I велел наложить клеймо в виде креста на руки рекрутам, чтобы их было легче опознать в случае дезертирства. Крест накладывался на левой руке у основания большого пальца. Известно, что такая практика существовала как минимум до 1718 года и, по понятным причинам, вызывала отрицательную реакцию у населения. Православный народ воспринимал ее как нанесение «антихристовой печати».

Граф Ф.И. Толстой
Граф Фёдор Иванович Толстой

Однако принудительное клеймение вряд ли можно считать поворотным моментом в российской истории татуировки. Набивать рисунки по своему желанию и выбору люди в России начали лишь в XIX веке. Первопроходцем в этом, вероятно, можно считать графа Фёдора Ивановича Толстого. Этот яркий и неоднозначный представитель русской аристократии принимал участие в первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов. Когда экспедиция находилась в районе Маркизских островов, Толстой познакомился с цветными татуировками местных жителей. Ему настолько понравилось искусство местных мастеров, что уезжал он украшенный многочисленными татуировками. Позже, на родине, граф с удовольствием показывал всем эти тату, изумляя своих современников.

Очевидно, заграничные плавания русского флота, в ходе которых подданные Российской империи могли познакомиться с обычаями татуировки, и стали началом распространения моды на татуировки в России. По словам исследователя А.А. Бочарова, самое раннее известное свидетельство о практике нанесения татуировок матросами императорского флота относится к 1887 году.

Начальник Бобруйского дисциплинарного батальона подполковник Успенский сообщил об обнаружении татуировок на телах матросов, поступивших на заключение в его батальон, описав их обнаружение следующим образом:

«При телесном осмотре заключенных вверенного мне батальона оказалось, что почти все нижние чины, прибывшие из флота, раскрашены какою-то едкою краскою, вроде татуировки, причем изображения на теле бывают различные: крест, Богоматерь, Всевидящее Око, якоря с цепями».

Как видно из этого сообщения, татуировки уже в это время были весьма популярны среди матросов. Их нанесение пробовали запретить, но безуспешно.

Татуировка на руке Николая II
Изображение дракона на предплечье императора Николая II

Желание украсить своё тело, а заодно и поразить окружающих своей экстравагантностью, было не только у матросов. Известно, что российский престолонаследник Николай Александрович Романов (будущий император Николай II) в 1881 году, посещая Японию, познакомился с местными традициями татуировки, о которых ранее знал только из туристических гидов, и захотел себе сделать нечто подобное. По его просьбе японцы, хоть и были удивлены (ведь в Японии тату носили только преступники и представители низших слоёв общества), но предоставили ему мастера-татуировщика из Нагасаки. Так будущий император Николай II приобрел на правом предплечье изображение чёрного дракона с жёлтыми рогами, зелёными лапами и красным брюхом. Известие об этом стало достоянием общественности и способствовало распространению моды на татуировки.

Прошение об открытии Тату-салона
Прошение дворянина Е.П.Вахрушева об открытии тату-салона в Санкт-Петербурге

О росте популярности татуировок может свидетельствовать и прошение дворянина Евгения Павловича Вахрушева об открытии тату салона в Санкт-Петербурге. Он пишет, что изучил искусство нанесения подобных рисунков и может делать это профессионально. По его словам, знакомые часто просят сделать его татуировку, но он не может проводить подобные манипуляции без соответствующего разрешения. Вахрушев указывает и на то что, не дождавшись появления «лицензионного» салона, некоторые люди делают татуировки у неподготовленных мастеров, чем наносят вред своему здоровью.

В 1907 году прошение Вахрушева было одобрено Медицинским советом Министерства внутренних дел Российской империи. Ему было официально разрешено заниматься нанесением татуировок, т.е. он стал первым легальным татуировщиком в России.

Намного позже, в 1970-е, в США татуировки стали появляться на страницах глянцевых журналов. В 1972 году журнал «Life» опубликовал статью под названием «Древнее искусство тату возвращается в моду».

А в 1981 году была запатентована первая татуировочная машинка, которая дала новый толчок расцвету тату-индустрии, – отныне появилась возможность быстро покрывать татуировками большие участки тела. И все же татуировки продолжали в первую очередь ассоциироваться с асоциальными слоями населения: заключенными, бандитами или байкерами. Появившийся в том же 1981-м году телеканал MTV несколько расширил представление о среднестатистическом человеке с татуировками. Ну а с появлением в 2010 году социальной сети Instagram в одних только Штатах количество татуированных людей увеличилось почти втрое. Это усилило конкуренцию в тату-индустрии и заставило художников срочно совершенствовать технику и внедрять инновации.

По словам психологов, форма выбираемой человеком татуировки далеко не случайна. Любая татуировка чаще всего заключает в себе ту или иную геометрическую фигуру. Треугольник схож с лилией, молния тяготеет к зигзагу, змея, свернутая в клубочек – круг. Считается, что по рисункам на теле и выбранной фигуре тату можно определить присущие человеку черты характера.

Так квадрат символизирует решительного человека, стремящегося довести начатое дело до конца. Прямоугольник говорит о человеке, который находится в постоянном поиске лучшего положения в жизни. Круг означает, что носитель татуировки способен ощущать чужие радости и чувствовать чужую боль как собственную. Треугольник символизирует лидерство. А Зигзаг выбирают творческие люди.

С психологической точки зрения важен и цвет нанесенной татуировки, ведь считается, что он влияет на внутреннее самочувствие человека. Например, швейцарский психолог Макс Люшер, создатель теста, определяющего эмоциональное состояние человека, отмечает, что, предпочитая или отвергая определенные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким пытается казаться.

По статистике самым распространенным цветом татуировки является черный – его предпочитают 78% людей, на втором месте красный цвет (но выбирают его только 5% людей, наносящих тату). Третье место делят сразу несколько цветов: зеленый, синий и коричневый. А такие цвета как белый, фиолетовый и розовый при нанесении тату используются меньше всего.

А теперь поговорим о стилях, ведь здесь есть из чего выбрать. На данный момент существует более 40 разных стилей тату, в которых непосвященному человеку разобраться достаточно трудно. Биомеханика, графика, трайбл, японские, байкерские татуировки и многие другие. Поговорим чуть подробнее о некоторых из них.

Тату в стиле Селтик
Эскиз татуировки в стиле Celtik

Один из самых древних стилей – Celtik (Селтик). Для него характерен старинный европейский орнамент, стилизованные узлы друидов и воинственных кельтов, а также культовые животные. Одним из самых распространенных животных стиля Селтик является волк. Символ сложный и неоднозначный. С одной стороны, волк олицетворяет темную сторону силы (например, в Скандинавской мифологии гигантский волк Фенрир проглатывает солнце, намекая на то, что в человеке может возобладать звериный инстинкт), с другой стороны, волк в русских сказках может выступать как добрый помощник или защитник.

Тату в стиле Ориентал
Эскиз тату стиля Oriental

Из древности идут и причудливые традиции стиля Oriental (Ориентал). На Востоке к этому стилю относятся изображения цветов, иероглифов, тигров или Будды. Слон как культовое животное часто появлялся на коже у индусов, малазийцев, лаосцев и вьетнамцев. Но самым типичным рисунком этого стиля является дракон – мифическое и культовое существо. Смысловая нагрузка этого символа, как и символа волка в селтике, не так проста. В Юго-Восточной Азии дракон олицетворяет мудрость и благородство, в Китае является символом императора, а на Руси и в Европе, наоборот, представляет собой злое начало враждебных человеку сил.

Распространенными являются и татуировки в стиле Tribal (Трайбл) – в основном черные абстрактные фигуры, присмотревшись к которым и пофантазировав, можно представить морское божество, волны или водовороты. Такое тату выполняет разные функции, но чаще всего его наносят для защиты в качестве оберега или талисмана.

Тату в стиле Симпанк
Стиль стимпанк

Популярны среди молодежи и людей среднего возраста татуировки в стиле стимпанк, сочетающие в себе фантастику и цивилизацию. Для стимпанка характерно обилие механических деталей, украшающих человеческое тело и проглядывающих сквозь кожу, море шестеренок и вращающихся винтиков, антиутопические элементы. Такой механизированный мир, стилизованный под эпоху средневековой Англии, появился в начале прошлого века. Его отцами стали писатели-фантасты из Америки Кевин Джетер и Джеймс Блэйлок, создавшие альтернативную ветку развития общества, в которой жизнь вращается вокруг паровых машин. Жюль Верн, Герберт Уэллс, Мэри Шелли описывали этот мир в своих произведениях.

По-прежнему популярны и анималистические татуировки, изображающие разнообразных представителей фауны. Такие тату люди делали себе с самой древности, когда мистическое предназначение животных связывали с покровительством и опекунством над людьми. Видимо, обладатели анималистических татуировок уже тогда мечтали обзавестись силой этих тотемов.

Акварельные тату
Акварельная тату

В последние несколько лет большой популярностью стали пользоваться акварельные татуировки, считающиеся сегодня самыми эстетичными вариантами. Тату-мастера тратят долгие часы на то, чтобы сделать свои работы максимально похожими на картины, используя яркие цвета без черных контуров. Будет интересно наблюдать за развитием этого стиля в ближайшем будущем, ведь с каждым годом чернила становятся ярче, а тату-машинки – лучше.

Ну и как же без литературной темы? Да, здесь тоже есть, о чем рассказать. Говорят, что писатель проживает не свою жизнь, работая над романом. Он целиком и полностью поглощен созданным миром, а некоторые авторы и вовсе вживаются в роль своих персонажей. А чтобы увековечить привязанность к героям, теплые, возможно, даже родственные чувства, самые отважные писатели фиксируют любимые образы на собственной коже, другие признаются, что делают знаковую татуировку перед началом работы, на удачу.

А некоторые писатели бьют тату по совсем другим причинам. Как, например, Джордж Оруэлл. Костяшки пальцев его рук украшали загадочные ярко-голубые круги. Создатель знаменитой антиутопии «1984» обзавелся этими рисунками еще в молодости, во время службы в полиции Бирмы. Местные жители утверждали, что такие татуировки защищают от укусов змей и вражеских пуль. Но есть и другая версия: вполне возможно, что голубые круги на руках Оруэлла имели политический подтекст и эти геометрические фигуры являлись одним из символов борьбы с правящим классом империалистов. Установить истину сегодня уже почти невозможно…

Поговорим и о тех авторах, чьи татуировки вдохновлены их собственными книгами.

Делайла Доусон, автор романа «Пробуждение стервятников» сделала татуировку пера этой хищной птицы. Даже обложка книги, которую также украшает перо, была отчасти вдохновлена этой татуировкой.

Крис Холм
Крис Холм

Американский писатель Крис Холм сделал татуировку вскоре после того, как подписал контракт на публикацию своей первой книги «Урожай мертвых». Татуировка стала не только праздничным событием, но и своеобразным напоминанием. На руке писателя изображена печатная машинка и надпись «Write bravely» («Пиши смело»). Как признается сам автор, он — «человек, которого постоянно нужно стимулировать, чтобы вдохновение не покинуло» его. А такая татуировка помогает в моменты, когда он испытывает страх или неуверенность в своих силах.

Книголюбы часто наносят на тело портреты любимых писателей и поэтов. Во-первых, это дань уважения таланту любимого гения; и, во-вторых, хороший тату-портрет – это очень эффектно. Встречаются портреты Толстого и Гоголя, Достоевского и Пушкина, Кафки, Хемингуэя и многих других.

Эскиз тату Чеширский кот
Эскиз татуировки с изображением Чеширского кота

Но, наверное, чаще любители чтения делают татуировки с изображениями любимых героев книг. Можно увидеть, например Чеширского кота из «Алисы в стране чудес», Маленького принца, Питера Пэна, ну и, конечно же, Гарри Поттера. Если же герой – человек, то его портрет обычно берут из известных экранизаций. Так, например, встречаются татуировки с портретами Василия Ливанова в образе Шерлока Холмса, Джека Николсона в образе Джокера или Энтони Хопкинса в образе Ганнибала Лектера.

Отдельной темой являются цитаты из книг. Вообще, надписи – излюбленная тема для татуировки. А цитата может не только передавать какой-то скрытый смысл, но и напоминать о любимой книге или персонаже. Также часто встречаются тату просто в виде книги, характеризующие тем самым своего обладателя как человека интеллектуального и начитанного.

Тату с книгой
Литературные татуировки

Литературные татуировки работают и как тест на определение «своих» людей. Если прекрасный незнакомец или незнакомка вдруг опознают цитату, написанную на вашей руке, или правильно укажут автора трогательной иллюстрации, украсившей вашу шею, советуем присмотреться к этому человеку повнимательнее: тот, кто знает толк в литературе, как минимум не безнадёжен.

И немного о новых технологиях, которые проникают в тату-индустрию также быстро, как и в любую другую. Светящиеся в темноте татуировки уже в прошлом – сегодня есть чернила, совместимые с приложениями дополненной реальности, которые «оживают» на экране вашего смартфона, и это не предел. Команда французских студентов с факультета дизайна реконструировала 3D-принтер, заменив его экструдер тату-иглой, и добилась потрясающего результата – на руке одного из студентов за считанные секунды появился идеальный круг.

Исследователи из Университета Миннесоты создали технологию 3D-печати, которая может сделать вам татуировку электронной схемы из токопроводящих чернил на основе серебра. Так называемую «электронную татуировку» можно самому убрать, когда она надоест. Создатели считают, что эту технологию можно использовать как инновационный способ заживления травм и в качестве кожных трансплантатов.

Тату аппаратА в Москве сегодня предлагают любому желающему сделать временное тату с QR-кодом для посещения ресторанов и кафе. Доступно даже шесть вариантов оформления кода, чтобы каждый мог подобрать эскиз под себя. Держится временная татуировка на коже около 2 недель.

А будущее тату-индустрии можно описать всего одним словом – больше! Больше стилей, больше синтеза, больше мастерства, больше признания. Основную часть своей истории татуировки были присущи избранным классам общества, но сегодня взгляды и тенденции стремительно меняются. Будем следить за этими изменениями и дальше.

Мы вовсе не призываем вас делать татуировки, просто хотели рассказать об этом древнем искусстве, книг и статьей о котором огромное количество.

Читайте и делайте свой осознанный выбор!

Литература по теме в фонде Владимирской областной научной библиотеки