Top.Mail.Ru
Прогулки с психотерапевтом по страницам литературных произведений

Прогулки с психотерапевтом по страницам литературных произведений

 

Во времена, когда профессия психиатра еще не обозначила четких границ и не приобрела научный характер вместо старой системы религиозного мировоззрения и мистического представления об умалишенных, а это между прочим середина XIX в., литература играла роль врачевателя душ. С помощью книг люди могли разобраться в себе и найти решение проблем. Однако современные исследователи с подозрением смотрят на героев наших любимых произведений, ведь, по их мнению, многим смело можно поставить серьезный диагноз.

Давайте разберемся, какими ментальными недугами, по мнению исследователей, страдали герои популярных произведений (тем более что литературы по этой теме предостаточно), а также узнаем парочку терапевтических приемов, которые могут помочь справиться с некоторыми тревожными состояниями.

Это может показаться странным, но читателя обычный герой литературного произведения как-то не «захватывает», да и сердце от его правильного во всех отношениях поведения не ёкает. Ведь поступки психически здорового субъекта обычно прогнозируемы, потому и не очень интересны. А вот если герой немного странен, чудаковат или совсем «безумен» – это уже вызывает любопытство и интерес: что такого необычного он может натворить?

Обложка_Шекспир Гамлет
Автор изображения: Д. Гилберт: У. Шекспир. Гамлет. М., 2020.Источник: Владимирская областная научная библиотека

В зарубежной литературе таких героев, которые легко могли бы стать клиентами психотерапевтических кабинетов, достаточно много. Авторы создавали их в разное время, разной была и степень их «безумности». Чтобы вспомнить всех, нам понадобиться не один час. Мы же изучим только самые яркие персонажи, которые известны абсолютно каждому. И начнем, конечно, с Шекспира.

Многие герои его произведений при ближайшем рассмотрении могут стать настоящей находкой для психотерапевтов, но наиболее выраженными признаками психического расстройства, по мнению современных исследователей литературы, обладает Офелия. Предполагаемый диагноз, который поставили бы ей врачи – посттравматическое стрессовое расстройство.

Офелия_Иллюстрация из книги Шекспира Гамлет
Автор изображения: Е. ХроменковаИсточник: Д. Гилберт: У. Шекспир. Гамлет. М., 2020. с. 157.

Оно обычно возникает после травмирующего события, такого как военные действия, насилие, потеря близкого человека или тяжелая болезнь, и вызывает ощущения сильного страха и беспомощности. У Шекспира на психическое здоровье юной Офелии повлияли сразу 3 события: смерть отца, навязчивые требования брата, который буквально помешан на целомудрии сестры, и предательство Гамлета, который велит девушке идти в монастырь и вообще ведет себя крайне резко. Из истории болезни, подробно описанной английским драматургом, известно, что девушка в какой-то момент начинает говорить загадками и даже напевает бессмысленные песни, а затем попросту бежит от реальности, которую не в силах принять. Типичное поведение человека с указанным диагнозом.

О наркотической зависимости Шерлока Холмса не слышал только ленивый. Намеки на психопатологические нарушения гениального сыщика мы находим в «биографических» крупицах, которые раскиданы в посвященных ему рассказах, особенно в первых.

Иллюстрация из книги о Шерлоке Холмсе
Иллюстрация Сидни Пэджета из сборника рассказов Артура Конан Дойла «Записки Шерлока Холмса». Лондон, 1894 годАвтор изображения: Сидни ПэджетИсточник: https://arzamas.academy/mag/311-sherlock

Злоупотребление наркотическими средствами, которое Конан Дойл описывает именно как злоупотребление, а не как единичные эпизоды, Шерлок Холмс оправдывает самолечением своей скуки и других аффективных расстройств. Постоянные так называемые циклотимические колебания настроения заставляют его употреблять либо кокаин в качестве стимулятора, либо «успокаивающий» морфий. А желание расследовать какое-либо преступление зависят только от степени «интересности» последнего.

К развлечениям сыщика можно отнести как стрельбу из пистолета в стену своей комнаты, так и совершенно неожиданное и достаточно глубокое увлечение музыкой и полифоническим вокалом.

Основываясь на всех этих противоречиях в личности Холмса, психотерапевт Клаудиа Хохбрун и литературовед Андреа Боттлингер – авторы книги «Герои книг на приеме у психотерапевта» ставят герою Конан Дойла диагноз шизоидная психопатия или синдром Аспергера. Это психическое расстройство характеризуется коммуникативными трудностями. Пациенту нелегко дается взаимодействие с социумом, а мышление отличается стереотипностью. Здесь следует упомянуть, что Дойл создал своего персонажа во времена, когда медицина такого диагноза еще не знала. Синдром был открыт австрийским психологом и психиатром Гансом Аспергером только в первой половине 1940-х годов.

А вот российский врач психиатр-нарколог, патограф, кандидат медицинских наук Александр Шувалов ставит Шерлоку Холмсу более обширный диагноз – «мозаичная» психопатия, осложненная зависимостью от наркотиков. Мозаичная психопатия – это сложное расстройство личности, которое сочетает в себе множество признаков душевных патологий. Пациент испытывает сильные трудности в социальной адаптации. При этом из-за большого количества симптомов недуг очень сложно диагностировать.

Со временем Конан Дойл в связи с постоянно возрастающей популярностью своего героя среди читателей начинает преподносить его во всё более выгодным свете. И поставленный диагноз к концу повествования о великом сыщике практически сходит на нет.

Всего через 9 лет после выхода последнего романа о Шерлоке Холмсе вышел один из самых знаменитых бестселлеров американской литературы – «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл.

Обложка книги М. Митчелл Унесенные ветром
Автор изображения: Митчелл М. Унесенные ветром. 1989. 573 с. Т. 1.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Главная героиня этого романа, по мнению психологов, предположительно страдает «театральным» или истерическим расстройством личности. Люди с таким недугом имеют неиссякаемую потребность во внимании, переоценивают значение своего пола и отличаются наигранным поведением. Ко всему прочему истеричные личности испытывают проблемы с самооценкой и пытаются поднять ее с помощью одобрения окружающих. Скарлетт постоянно нуждается во внимании со стороны, ведет себя провокационно, чтобы получить выгоду, использует мужчин в своих целях, драматизирует любое событие и плохо контролирует гнев.

Возможно, создание именно такой героини связано с историей появления всего романа. Говорят, что он был написан «со скуки». Маргарет Митчелл оказалась на длительном больничном из-за серьёзной травмы лодыжки. Нога плохо заживала, один рецидив следовал за другим, Митчелл была вынуждена уволиться с любимой работы и много времени проводила в постели. Чтобы хоть как-то отвлечься от унылого, однообразного существования, она решила начать работу над совершенно новой историей.

В первый день работы над романом Митчелл написала его последнюю главу. Потом двинулась дальше, стараясь раскрутить историю с самого начала. Персонажи множились, а варианты начала плодились с бешеной скоростью. В итоге Маргарет писала книгу целых 10 лет, по 6-8 часов в день. На каждого персонажа была заготовлена собственная «база данных» сведений о нём. Все варианты каждой главы тщательно правились и хранились в больших конвертах из обёрточной бумаги. У первой главы версий было больше всего — целых 60! Она с трудом ее вымучила.

Что же касается главной героини – Маргарет Митчел, вероятно, и сама с годами несколько от нее подустала. Многие годы в рукописях Скарлетт звали Пэнси. Когда же издатель попросил изменить имя главной героини, Митчелл ответила: «Мне уже всё равно, называйте её хоть Отбросом О’Хара, — я просто хочу закончить этот чёртов роман». А почти через 10 лет после первой публикации в интервью журналу «Yank», отвечая на вопрос, чем же всё-таки закончилась история Скарлетт и Ретта, Митчелл сказала: «Возможно, Ретт нашёл себе другую, кого-нибудь попроще».

Специалисты психиатрии, изучающие зарубежную литературу, конечно же не могли пройти мимо самой продаваемой серии книг в истории. Семь томов Джоан Роулинг «о мальчике, который выжил» стали настоящим культурным феноменом. По сути, здесь можно провести психоанализ каждого отдельного персонажа, так как почти у каждого из них есть свои проблемы, острые углы и колючки, и как минимум половине психотерапия принесла бы пользу. Но мы ограничимся только главным героем.

Гарри Поттер_Иллюстрация из книги
Автор изображения: Гарри Поттер. Путешествие в историю волшебства. 2018. с. 6.Источник: Владимирская областная научная библиотека

На самом деле, Гарри вполне похож на здоровую личность. Он способен на глубокие эмоциональные переживания и эмоциональную близость с людьми. Он не склонен держать эмоции в себе, не пасует перед трудностями, не обижен интеллектуально или физически. Он не страдает от упадка сил или излишней гиперактивности. Единственное, на что обращают внимание специалисты, это синдром самозванца. Гарри часто кажется, что он недостаточно хорош. Что он не оправдывает ожидания, что его слава не заслужена. Его часто тяготит повышенное внимание людей, он не любит оказываться в центре внимания. Синдром самозванца — часто встречающаяся психологическая проблема, особенно если ребёнок вырос в постоянном унижении и оскорблениях (так что появление такого недуга у Гарри вполне объяснимо). Любопытно, что подобным синдромом чаще страдают женщины (вероятно, в силу большей эмоциональной восприимчивости), но это не значит, что у мужчин он не встречается.

А еще в книгах о Гарри Поттере психологи нашли отличные психотерапевтические приемы, которые помогают справиться с потерями и тягостными мыслями.

Обложка книги Роулинг Гарри Поттер и узник Азкабана
Автор изображения: Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и узник Азкабана : роман. М. 2002.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Например, в романе «Гарри Поттер и узник Азкабана» на уроке защиты от темных искусств герои встречаются с существом по имени боггарт. У него нет своей формы, и оно принимает облик самого сильного страха того человека, с которым встречается. Побеждают боггарта с помощью заклинания «Ридикулус», которое превращает ужасное в смешное. Собственно, слово «ridiculus» в переводе с латыни и обозначает «смешной» или «абсурдный» (в книгах Роулинг очень много «говорящих» имен, аллюзий и латинских корней).

Как отмечает психолог Светлана Яблонская, здесь мы встречаемся с великолепным примером самодистанцирования по Виктору Франклу – способности отойти от своей проблемы на некоторое расстояние, чтобы обрести свободу в обращении с жизнью.

Или один из самых страшных образов из мира Гарри Поттера – высасывающие всякую радость (и в конечном итоге душу) дементоры, которые стерегут магическую тюрьму Азкабан. Противостоять им можно лишь с помощью заклинания «Экспекто Патронум». Но, чтобы оно подействовало, нужно призвать на помощь самые радостные воспоминания, иначе выйдет лишь облачко пара.

«Радостные воспоминания помогают справиться с унынием, соединиться со своей сильной стороной», – считает Светлана Яблонская. В своей практике терапевт старается обратить внимание клиента не только на проблемы и провалы, но и на то, что у него получается, на мечты, ценности и надежды». Именно этот прием и используют герои Джоан Роулинг.

Можно привести еще много таких примеров, просто почитайте книги о Гарри Поттере внимательнее.

Обложка книги Пушкин Лирика
Автор изображения: Пушкин А. С., Лирика. Евгений Онегин. Медный всадник. Пиковая дама. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Сказки. М., 2004. 542 с.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Писатели всегда исследовали неблагополучную среду и душевные болезни. Им было интересно изображать человека стоящего перед мучительным выбором, в отчаянии, сжигаемого страстью, поэтому в литературе так много персонажей, чье психологическое здоровье вызывает вопросы. Мы уже рассмотрели некоторых героев зарубежной литературы. Теперь давайте выясним, что бы сказали специалисты о героях русской классики.

Главные персонажи «Евгения Онегина» всегда на слуху. Татьяна Ларина – близкий и почти родной нам женский образ. Поэтому взгляд на нее психиатра может несколько шокировать слишком впечатлительных читателей. Психологи же, не дающие столь резких оценок, ограничиваются в отношении Татьяны такими характеристиками как «крайняя чувствительность, впечатлительность, с одной стороны, и импульсивность – с другой».

Давайте вместе перечитаем строки, характеризующие героиню, с особым вниманием:

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела…
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она…

Т. Лирина и Е. Онегин_Иллюстрация из книги
Автор изображения: К. И. РудаковИсточник: Пушкин А. С. Лирика. Евгений Онегин. Медный всадник. Пиковая дама. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Сказки. М., 2004. с. 192.

После этих строк профессионал уже поставил бы предположительный диагноз. Ведь согласно Международной классификации болезней для установления диагноза шизоидного расстройства личности достаточно трех признаков из перечисленных: первый – большая часть времени уделяется фантазиям и интроспекции, под которой понимается осмысливание человеком образов, чувств и переживаний; второй – неизменное предпочтение уединенной деятельности; ну а третий – отсутствие близких друзей или доверительных связей даже среди родных.

Диагностический вывод напрашивается сам собой. Уже первый и весьма подробный портрет Татьяны, нарисованный Пушкиным, свидетельствует о наличии явных шизоидных черт личности, а драматичный финал романа во многом предопределен особенностями личности героини.

Философ и психолог Вадим Петрович Руднев отмечает характерное для Татьяны Лариной совмещение шизоидного и истерического поведения. На истерический тип характера, по его мнению, указывает «совершенно не реалистический факт написания русской девушкой-дворянкой любовного письма мужчине в начале 1820-х годов. Именно попустительское нежелание считаться с этикетом и полное эгоцентризма нежелание хоть как-то разобраться в личностных особенностях человека, которого она полюбила, побуждает Татьяну к истерическому поступку написания письма».

К тому же письму предшествует «почти истерический припадок»:

И вдруг недвижны очи клонит…
Дыханье замерло в устах…
Я плакать, я рыдать готова!..

Но когда Онегин уезжает, Татьяна поступает не как инфантильная истеричка. Она не застывает в истерической обездвиженности и не носится в истерическом возбуждении. Татьяна идет в дом Онегина, читает книги, которые интересовали Евгения, и начинает лучше понимать свой «объект любви».

Любая личность, в том числе и психопатическая, с возрастом претерпевает динамику. Вот и княгиня с годами начинает жить в полной гармонии с окружающим светским обществом. Она понимает, что Ларин – человек состоявшийся – лучше подходит для роли мужа, чем Онегин – человек ищущий, который «не создан для блаженства».

Обложка книги Ваш Лев Толстой
Автор изображения: Толстой Л. Н. Ваш Лев Толстой : сборник. М., 2013.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Льва Николаевича Толстого называли «исследователем диалектики души». Для психоаналитиков, безусловно, интерес представляют все его романы, но одним из самых ярких с психоаналитической точки зрения является «Анна Каренина». Здесь автору удается донести до читателя неоднозначность душевного мира своих персонажей, раскрыть глубину их переживаний, касаясь в том числе и бессознательных конфликтов. Именно эта глубина и завораживает читателя, порождает желание вновь перечитывать роман в разные периоды жизни. А тонкость описания Толстым своих героев порой заставляет поверить, что уже в XIX веке он знал основы психоаналитической теории.

Анна Каренина является одним из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Популярным, но не для всех обаятельным. Ведь с точки зрения психоанализа в своем романе Лев Толстой приводит пример самоубийства на фоне депрессии истерической личности в попытке добиться собственного счастья за счет несчастья других.

Депрессивные больные обычно вызывают у нас сочувствие и желание им помочь. Но депрессия у истерической личности – явление более сложное и многозначное. Чем внимательнее анализируешь характер истерика, тем меньше чувства симпатии к нему испытываешь.

Согласно теории российского психиатра Петра Борисовича Ганнушкина главными особенностями психики истеричных людей являются стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, а также отсутствие объективной правды о других и о себе.

Анна Каренина демонстративна и желает быть в центре внимания. При первом знакомстве с Кити она говорит, что скучает на балах и ей это всё совсем не интересно. Но эти ее слова не находят подтверждения в описании бала, где Анна великолепно выглядит и получает восхищенные взгляды и мужчин, и женщин. Анна считается в обществе успешной светской дамой.

Истерики стараются всегда казаться, а не быть. Героине не хватает внутреннего ресурса действительно надолго удержать внимание людей. В ней нет глубины. Она не может глубоко увлечься каким-либо делом (будь то живопись или хозяйство). Ничто ее не наполняет. В качестве иллюстрации можно вспомнить поездку в Италию с Вронским. Период, когда Вронский от скуки увлекся живописью. Если внимательно прочитать их беседу с художником, можно уловить, что суждения и Анны, и Вронского о картинах банальны и поверхностны. Но выглядят светской глубокой беседой со стороны. Это характерно для истериков.

Чувства истериков также поверхностны, а привязанности не глубоки – это ярко показано в отношениях Анны со своими детьми. Толстой ясно дает понять, что Анна не любит свою дочку. Есть даже такой момент в тексте, когда девочка заболела, и Анна «пробовала за ней ходить, но и это ее не развлекло». Что касается сына, Анна декларирует, что любит его и страдает от разлуки. Но мы видим только упивание своими страданиями и чувствами. Анна не думает об интересах обоих детей, не интересуется их внутренним миром, проявляя таким образом свойственный истерикам эгоцентризм.

Истерики не берут на себя ответственность за свои поступки и за сложившуюся в их жизни ситуацию. Немецкий психиатр Карл Леонгард указывает на феноменальную способность истерической личности к механизму вытеснения. Благодаря этому механизму, Анна не связывает отношение к себе других людей со своими неправильными, скажем прямо, подлыми поступками по отношению к близким людям. Анна эти поступки как будто бы не помнит.

И, наконец, истерикам свойственна психологическая защита и регресс. Долли, приехав в гости к Анне и Вронскому в деревню, неприятно удивлена, как Анна стала кокетничать, совсем не по возрасту. Это связано с тем, что Анна в стрессовых ситуациях приходит к более раннему этапу развития психики – детскому. В уходе от реальности ей помогает и пристрастие к морфину. И Анна с течением романа, конечно, деградирует. В то время как другие герои личностно растут.

Ну а дальше разворачивается депрессия Карениной, приведшая ее к суициду. Вполне закономерный финал…

Обложка книги Ваш Гоголь
Автор изображения: Ваш Гоголь. М., 2005. 638 с.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Хотите узнать, каковы признаки бреда величия и как его распознать? Незабываемый пример можно найти в повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего».

Повесть была написана в 1834 году. Сам автор, который страдал серьезным психическим расстройством всю свою жизнь, в это время вряд ли находился в состоянии душевного спокойствия. В 1833-м, в возрасте 24 лет, Гоголь стал жаловаться на «зябкость» в теле. Но, выпросив у врача рецепт, принимать лекарство не решился, испугавшись, что в рецепте ошибка или дадут вместо лекарства яд. Затем паранойяльный синдром сменился у него маниакальным состоянием.

В письме к писателю Михаилу Петровичу Погодину Гоголь пишет: «Ух, брат! Сколько приходит ко мне мыслей теперь! Да каких крупных! Полных, свежих! Мне кажется, что сделаю кое-что необщее во всеобщей истории».

В дальнейшем в течение года повышенное настроение писателя периодически сменялось состояниями депрессии. Можно предположить, что как раз в период такого перехода от мании к депрессии и была написана повесть «Записки сумасшедшего» с комедийно-фарсовым началом и «депрессивным» финалом, вызывающим сочувствие к герою.

О каком-то конкретном диагнозе у титулярного советника Поприщина говорить не приходится. В то время психиатрия как наука не была широко распространена, так что Гоголю приходилось использовать только тот материал, который давала ему жизнь. «Дома умалишенных» стали появляться в России с конца XVIII века, но первое близкое к реальной клинике описание психических расстройств появилось лишь в книге Павла Петровича Малиновского в 1847 году. Классификация заболеваний блистала лаконичностью: ограниченное помешательство, мания, деменция, идиотизм. Поэтому можно уверенно предположить, что Гоголь не собирался изображать определенный вид психического расстройства. Болезненное состояние появилось у Поприщина не сразу, а развивалось постепенно, как часто и бывает в таких случаях. Это подтверждают и записи в дневнике Аксентия Ивановича.

«Октября 3». «Признаюсь, – рассказывает нам главный герой, — с недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал».

Далее Гоголь описывает «разговор» двух собачек, «речь» которых Поприщин неожиданно понимает.

Эти факты свидетельствуют о появившихся нарушениях мышления, зрительных и слуховых галлюцинациях.

Поприщин_Иллюстрация из книги Записки сумасшедшего Гоголь
Автор изображения: И. Е. РепинИсточник: Гоголь Н. В. Ваш Гоголь. М., 2005. с. 355.

Дневниковая запись от 4-го октября сообщает, что Поприщин влюбился в дочь директора департамента и мечтает о ней, уже не понимая, что она не отвечает ему взаимностью и они, разумеется, никак не могут быть парой.

6-го ноября его «разбесил начальник отделения», так как ухаживания героя за дочкой директора приобрели характер неадекватной навязчивости. Начальник отчитывает подчиненного, но без особого результата. Это говорит о том, что критика к своему поведению у Поприщина уже исчезла.

Последующие дни ноября наполнены развивающимся эротическим бредом: Поприщин мечтает заглянуть в спальню любимой девушки, чтобы увидеть, «как надевается на эту ножку белый, как снег, чулочек». И приходит к мысли перехватить «переписку» разговаривающих между собой домашних собачек, чтобы больше узнать о «предмете своей страсти». На прочтение собачьих «писем», которые заставляют немало поволноваться нашего героя, уходит весь месяц. И бредовые переживания постепенно приобретают другое направление.

«Декабря 5». «Я сегодня все утро читал газеты. Странные дела делаются в Испании. Пишут, что престол упразднен и что чины находятся в затруднительном положении о избрании наследника…»

Тут уже Поприщину не до службы, не до бумажек в каком-то департаменте и не до любовного флирта!

«У меня все не могли выйти из головы испанские дела… Большею частию лежал на кровати и рассуждал о делах Испании».

Вскоре такие нарушения мышления приводят Поприщина к бредовому «озарению», что подтверждает и дата следующей записи.

«Год 2000 апреля 43 числа». «Сегодняшний день – есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я».

Следующие даты столь же нелепы, как и поведение самого героя. Любопытен факт столь сильной уверенности Поприщина в своем монархическом избрании, что он даже не считает нужным довести эту новость до сведения окружающих лиц. Заявившись «для шутки» в свой департамент, Поприщин «на самом главном месте, где подписывается директор департамента, черкнул: Фердинанд VIII». Это говорит о том, что систематизированный бред величия достиг своего апогея. Герой пытается скроить из своего нового вицмундира королевскую мантию и удивляется, что «до сих пор нет депутации из Испании». Наконец появились «депутаты» и отвезли его в «Испанию». Вот только их отношение к Поприщину последнему совсем не понравилось: то ударят палкой по спине, то свяжут и капают холодною водою на бритую голову. Бред (плюс проводимое «лечение») действует на его интеллект угнетающим образом, постепенно превращая Поприщина в слабоумного больного. Ему не приходит в голову, что его вполне официально и в полном соответствии с имеющимися методами лечат от «общего помешательства» в доме умалишенных.

Измученный проводимой «терапией», он восклицает наподобие распятого Христа: «Матушка, спаси твоего бедного сына!.. Матушка, пожалей о своем больном дитятке».

По мнению психоаналитиков в «Записках сумасшедшего» Николай Гоголь описал галлюцинаторно-бредовой синдром с последующим развитием бреда величия и нарастанием слабоумия.

Обложка книги Достоевский Полное собрание сочинений и писем
Автор изображения: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем : в 35-ти т. СПб., 2013.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Психоанализ героев литературы без произведений Федора Михайловича Достоевского невозможен. Ведь среди его персонажей можно насчитать более тридцати душевнобольных. Чтобы разобраться в каждом из них нужно провести целое исследование, мы же предлагаем вам просто перечитать самые знаменитые романы Достоевского самим и убедиться, что герой романа «Идиот» князь Мышкин совсем не идиот, а все «братья Карамазовы», включая их папашу, только похожи на махровых психопатов. Впрочем, большинство и других «безумных» персонажей Федора Михайловича не являются убедительными реалистическими образами. Они скорее придуманные, в них автор, соединяя несоединимое, просто выдает мозаику симптомов, из которых не выстраиваются характеры реальных пациентов, которые могут встречаться во врачебной практике. И тут нет вины Достоевского как писателя. Он старался показать тайны загадочной русской души, а не подтвердить или опровергнуть медицинские истины.

Более достоверно изображена клиническая картина «помешательства» у писателя-врача Чехова. Свою повесть «Черный монах» Антон Павлович сам называл «рассказом медицинским». Психиатр уверенно может квалифицировать изображенное в нем психическое расстройство как галлюцинаторный синдром при шизофрении. Интересно, что сам Чехов считал, что описывает «манию величия».

Любопытно проследить в повести и авторский взгляд на  взаимоотношения психического расстройства и творчества.

Главного героя Андрея Васильевича Коврина можно рассматривать как своеобразную модель творческой личности, испытывающей психические нарушения. Чехов выделяет у него отчетливое повышение настроения и усиление творческой работоспособности после появления галлюцинаторного образа. Постепенно у героя развивается гипоманиакальный синдром, который нередко помогал талантливым людям достигать творческих успехов. Эпиграфом этого грустного рассказа могла бы послужить фраза Антона Павловича из его повести «Палата № 6»: «Не следует мешать людям сходить с ума».

Иллюстрация из книги Чехова Черный монах
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОВРИН. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА «ЧЁРНЫЙ МОНАХ».Автор изображения: Г. К. СавицкийИсточник: https://xn—-7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/img/show/9314.htm#h1

В «Черном монахе» Чехов в беллетристической форме передает все основные положения теории «гениальности и помешательства» Чезаре Ломброзо. Но для Чехова-врача любая болезнь, в том числе и психическая, требует лечения. И автор строит сюжет своего повествования именно по этой линии. Его герой должен лечиться, он лечится и излечивается. Казалось бы – блестящая врачебная победа! Но что же получилось в результате лечения? «Коврин […] выздоровел, перестал видеть своего черного монаха». Но при этом он много потерял в эмоциональном и творческом отношении. Произошедшие характерологические изменения героя на языке психиатров называются эмоциональным снижением личности, признаком ее явного обеднения и оскудения, свойственного шизофреническому процессу. Таким образом, Чехов невольно поддерживает идею позитивного влияния психического расстройства на творческий процесс.

А вот еще один пример литературного героя с ментальными нарушениями. Кто не знает барина-лентяя Обломова? Доброго и хорошего человека «приятной наружности». Именно таким описывает его в своем романе Иван Гончаров. А может быть, Обломов – прокрастинатор, предпочитающий переносить все дела на завтра? Таких достаточно и в наше время.

Предлагаем взглянуть на личность Ильи Обломова глазами психиатра Александра Шувалова.

Иллюстрация из книги Гончарова Обломов
Автор изображения: Гончаров И. А. Обломов: роман. 1973. 492 с.Источник: Владимирская областная научная библиотека

В молодости Илья Обломов был совсем другим человеком, но постепенно произошла трагическая, вернее патологическая метаморфоза его личности. И он превратился в лежебоку и «философа покоя», отказываясь от духовной жизни и реальной действительности. Апатия с ничегонеделанием стала его доминирующей чертой.

По мнению Александра Шувалова причиной такого личностного изменения может быть эндогенное заболевание, которое в конечном итоге приводит к инвалидности. В наше время так долго не работающего мужчину сложно было бы «прокормить». Ему наверняка оформили бы вторую группу инвалидности по психическому заболеванию.

В романе хорошо описана динамика первичного психического «сдвига». Шизоидность личности Ильи Ильича нарастала постепенно и сопровождалась неврозоподобными ипохондрическими включениями. Это проявлялось в неадекватной тревожности и ожидании опасности «от всего, что не встречалось в сфере его ежедневного бытия». И если вначале «вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте», то потом страхи стали приобретать явно психотический характер. Интересно отметить, что такие психопатологические феномены, как потеря интереса к окружающему и различные фобии, были во многом списаны Иваном Гончаровым с самого себя.

И даже столь мощный психогормональный стимул как влюбленность оказался не в силах изменить уже патологически нарушенную личность героя. Очарование Ольгой Ильинской лишь на какое-то время преобразило Обломова. «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…». Казалось бы, еще немного и отношения с любимой женщиной вернут героя к нормальной жизни. Но Обломов быстро устает от той активности, которой отдается деятельная Ольга. В конце концов и Ольга понимает тщетность своих усилий. Разорвав отношения с обаятельной Ольгой Ильинской, Обломов вступает в прозаическую связь с домохозяйкой Агафьей Матвеевной, у них рождается ребенок. А через несколько лет Илья Ильич умирает от повторного кровоизлияния в мозг.

В образе Ильи Обломова можно отметить четкие симптомы депрессивного состояния. Это идеи самоуничижения, самообвинения, психопатоподобные проявления депрессии. Прогрессирующие нарушения в эмоциональной и волевой сферах позволяют назвать описываемую картину апатической депрессией. Интеллект Ильи Обломова не страдает, как это нередко бывает при подобных расстройствах. Но у героя «между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он и не пытался перейти и не извлек никакого практического сока для жизни. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе». Можно говорить о бесплодном фантазировании при аутистическом мышлении. Изменению личности соответствует и социальное снижение героя по «общественной лестнице», нарастание черт инфантильности и отрыв от реальности. В условиях психотравмирующей ситуации возникают идеи отношения, которые уже свидетельствуют о нарушении в сфере мышления.

Но симпатия автора всегда остается на стороне лежебоки-Обломова. Гончаров всякий раз подчеркивает его положительные черты: «в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце!». Вероятно это связано с тем, что как мы уже упомянули, что некоторые психотические расстройства Ильи Ильича мало чем отличались от психотических расстройств самого Ивана Гончарова.

По мнению психиатра, Обломову «из реабилитационных соображений» можно было бы установить щадящий диагноз апатической депрессии. Но учитывая все психопатологические синдромы личности героя, корректнее было бы говорить о параноидной форме шизофрении.

Обложка книги Золотой Теленок Ильф, Петров
Автор изображения: Ильф И. А. Золотой теленок 2003. 477 с.Источник: Владимирская областная научная библиотека
Обложка книги 12 Стульев Ильф, Петров
Автор изображения: Ильф И. А. Двенадцать стульев. 2003. 479 с.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Ну и завершим наш психоанализ разбором личности героя романа Ильфа и Петрова Остапа Бендера. Он вполне мог бы стать главнокомандующим армии обаятельных обманщиков. Но почему он не только не вызывает ненависти, но и пробуждает в читателе доброжелательное сочувствие?

Мы, безусловно, радуемся, когда кого-нибудь из сегодняшних мошенников арестовывают. Но, встретив на улице или на пороге квартиры улыбающегося и предлагающего «почти бесплатно» какие-то услуги Остапа Бендера, невольно протягиваем руку. Дело в романтическом образе «великого комбинатора. Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей не посягал на существующую действительность, он просто не замечал ее и по возможности – когда элегантно, а когда и не очень – игнорировал. Заметив, впрочем, что ему «скучно строить социализм». Надо признать, что это замечание гениально по своей исторической значимости, если учитывать, что сделано оно всего через 10 лет после революции.

Появившись на страницах романа откуда-то «с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки», Остап сразу завоевывает расположение читателей остроумным ответом попрошайке: «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?». Кто бы подумал тогда, что это фраза, как и многие другие его высказывания, на сотню лет сохранится в нашем лексиконе?

Существуют и объективные причины обаяния этого шулера: он умен, находчив, не лишен благородства и даже склонен к мечтательности. Остап никого не убивает, не бунтует, он просто хочет жить хорошо и богато. Желание, которое вполне совместимо с желаниями нашего времени.

Иллюстрация из книги Двенадцать стульев Ильфа и Петрова
Автор изображения: Ильф И. А. Двенадцать стульев. 2003. с. 29.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Образ «великого комбинатора» полюбился огромному количеству читателей. И после его трагической гибели в первом романе читатели потребовали его оживить и продолжить описание приключений. Желание читателей – закон для авторов. Был написан, если говорить современным языком, «сиквел» под названием «Золотой теленок», который издали в 1931 году, сначала в журнальном варианте. Последовали переводы и публикации за границей, и в 1933-м роман наконец-то издали в СССР отдельной книгой.

«А где здесь обещанный в программе «безумный” персонаж?», – возможно, возмутитесь вы. Не переживайте, здесь нет никакого обмана – в личности Остапа Бендера безусловно присутствуют некоторые психопатологические черты. Так, у него можно выделить виртуозную, почти патологическую способность к вранью; инфантильное желание получить все и сразу, не занимаясь при этом трудом; склонность к авантюризму. Эти характеристики социопата по классификации психических болезней относят к «диссоциальному расстройству личности».

Вероятно, если бы у него не было этих «патологических» черт, он вряд ли остался бы в общественной памяти столь надолго. И не было бы многочисленных изданий романов, замечательных экранизаций и многочисленных памятников «великому комбинатору», установленные в разных российских городах.

Вот и подошел к концу наш рассказ о героях «с диагнозом». Только не относитесь к нему слишком серьёзно. Не забывайте, что настоящий диагноз психиатр может поставить только после личного и глубокого обследования, а в каждом литературном произведении всегда присутствуют как автор, так и читатель.

Читайте книги, которые делают вас счастливее, и ищите в них только добрые советы по сохранению душевного спокойствия и внутреннего равновесия.

Психоанализ литературных героев в фондах библиотеки