Цвет играет важную роль в жизни человека, но обычно мы этого не замечаем. Окружая себя предметами быта и другими необходимыми вещами, мы как будто создаем свой собственный мир, приятный глазу и комфортный для нашего восприятия. У каждого из нас есть любимые цвета, которые могут сказать о нас больше, чем мы сами. Кроме того, цвет вообще способен изменить настроение или улучшить самочувствие. А любое его упоминание вызывает из подсознания человека определённые образы, которые сформировались при участии семейного окружения, традиций, народных обычаев и, безусловно, литературы.
Мы воспринимаем цвет визуально, т.е. при помощи глаз. Это восприятие в большей мере зависит от нашего настроения и ассоциаций, вызываемых тем или иным оттенком. А также от наших знаний о цвете, полученных из окружающего мира. Постоянное совершенствование «цветопонимания» помогает нам увидеть чудесный мир во всей его полноте.
Цвет интересует физиков, биологов, психологов и не только. Например, специалисты в области рекламы знают, что лишь изменив цвет внешней оболочки продукта, можно добиться значительного повышения продаж. А психологи установили, что определенные цвета в нашем окружении могут помочь в выполнении конкретных задач. Так, физические упражнения лучше всего выполнять в окружении теплых цветов – красного и оранжевого, а спокойные голубой и зеленый идеальны для умственной деятельности.
Мы же сегодня предлагаем рассмотреть особенности передачи авторского видения мира в произведениях литературы через цветовую палитру. Но, обо всем по порядку…
Все мы знаем, что у каждой вещи или слова есть свое происхождение. Есть оно и у палитры цветов. Вообще «палитра» – это пластинка, на которой смешивают краски. Это прямое значение слова. Применительно к литературе «палитрой» называют совокупность выразительных средств, в том числе сочетание цветов, при помощи которых автор передает полноту значения каждого слова. Ведь передать точно свое видение предмета мы можем не только при помощи рисунка, но и при помощи цветовой гаммы слов.
Интересно и происхождение названий цветов. Белый цвет происходит от индоевропейского слова, корень которого имеет значение «блестеть, сиять». Значение слова «чёрный» исходит от древнего названия Чёрного моря. «Красный» образовался от слова «краса», а «синий» первоначально имел значение «сверкающий, сияющий». И это лишь некоторые цвета, названия которых мы используем в русском языке.
Родиной первых словесных трудов о происхождении цвета слова является Античная Греция. В своих работах древние ученые и философы описывали белый и черный цвета, однако сформулировать точно все цвета они не могли. Первым материалистическим трудом о цвете считается гипотеза философа Демокрита, согласно которой основными цветами считались чёрный, белый, красный и темно-зелёный.
А Исаак Ньютон первым обнаружил, что свет солнца кажущийся белым, состоит из разных оттенков. В солнечном спектре Ньютон обнаружил семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Позднее теория Ньютона о цвете была дополнена, уточнена и систематизирована.
В разных странах существует свое значение цвета. На Востоке желтый цвет раскрывает такие чувства как благородство, милосердие, счастье, славу и власть, а на Западе он же обозначает трусость, предательство, измену, ревность и ложь.
В США ещё в 1915 году был создан центр по изучению цвета, его воздействия и восприятия, прогнозированию цветовых предпочтений. Исследования показали, что восприятие цвета определяется ментальностью определённой нации. К примеру, в Австрии любят зелёный цвет, в Голландии – оранжевый, а в Китае – красный.
В русской культуре, которая корнями связана с христианством, цвет имеет мистическое значение. Отчасти это связано с канонами иконописи. Ученые, опираясь на исторические сведения, считают, что именно утверждённый Петром I бело-сине-красный российский флаг более всего соответствует российскому духу. Белый символизирует святость, чистоту и духовность, присутствует в национальных одеждах и орнаментах. Красный связан корнями со словами «красивый, прекрасный». Синий имел широкое распространение в Древней Руси – он символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования.
Но время вносит свои коррективы в восприятие цвета – в разные эпохи существовала мода на тот или иной цвет, а также складывались различные условия воздействия цвета на человека. Зная эти закономерности, можно подбирать определенные цвета фраз и вызывать таким образом у слушателя или читателя конкретную эмоциональную реакцию.
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. В своем сонете «Гласные», написанном в 1871–1872 годах, Жан Николя́ Артю́р Рембо́ раскрасил звуки. По его теории звук А имеет черный цвет, Е – белый, И – красный, У – зелёный, О – синий.
У немецкого лингвиста А. Шлегеля звуки имеют совсем другую окраску. И – небесноголубой, А – красный, О – пурпурный.
Русскому поэту Андрею Белому звук А представлялся белым, Е – желто-зелёным, И – синим, У – чёрным, О – ярко-оранжевым.
А нобелевский лауреат Иван Бунин даже предложил цветовой ряд для всех букв русского алфавита.
Если же привести примеры всех индивидуальных суждений о цвете гласных, то каждый звук в итоге окажется раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Возможно, неустойчивые ассоциации между звуком и цветом случайны? А может быть, звуковые связи – следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего исследователи приходили к выводу, что связь «звук речи – цвет» – редкий сугубо индивидуальный феномен.
Сегодня ученые Смоленского государственного университета изучают особенности цветонаименования. Проект «Картография цвета», который реализует лаборатория цвета СмолГУ, призван объяснить, как меняется цветовое восприятие с возрастом и как перестраивается вся система ассоциаций.
Изучение этого вопроса, поддержанное Российским фондом фундаментальных исследований, началось в 2017 году. Ученые опросили более 55 тыс. человек в возрасте от 16 до 98 лет, им демонстрировали цветовые образцы и просили подобрать для каждого подходящее цветонаименование. При этом каждый цветовой образец был задан числовым кодом, а система трехмерных координат помогла увидеть конкретное обозначение оттенка для каждого человека.
Собранные данные помогли исследователям понять структуру цветонаименований русского языка и построить ее модель. Проведенные эксперименты показали, что словарь цветообозначений у современных носителей русского языка очень разный – мужской принципиально отличается от женского. Представители сильного пола делят цветовой спектр на части более грубо и практически не используют популярные у женщин «рыночные» цвета типа фуксии или жемчужного. Женщины же лучше различают, быстрее определяют и называют оттенки, при этом они чаще обращают внимание на яркость, выделяя ярко-розовый, ярко-сиреневый, ярко-зеленый. Мужчины обычно говорят о базовых элементах спектра: о красном, синем, зеленом цветах. Женщины, как правило, используют при этом такие термины, как цвет морской волны, слоновой кости, розовато-лиловый, яблочно-зеленый.
Система цветообозначений заметно меняется и с возрастом. Количество цветонаименований у пожилых людей заметно сокращается, а многие цвета выглядят для них совершенно по-другому. Возможно поэтому многоцветные композиции в русской литературе мужчины и женщины, молодые и взрослые люди воспринимают совсем по-разному.
Проблема цветовой символики уже давно стала предметом изучения в литературных произведениях.
Один из приемов, с помощью которого писатель не передает чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведений даже назван цветописью. Именно с помощью цвета писатель зачастую создает уникальный образ-символ, подбирая слова-краски для своих произведений так, чтобы читатель мог заглянуть в мысли и чувства автора, понять смысл произведения.
Цветопись в русской литературе XIX – начала XX веков была применена многими писателями. Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Осень» много зелёного и тёмно-зелёного цвета, а стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» насыщено оттенками желтого. В произведении А. А. Фета «Первый ландыш» преобладают синий и голубой. Поэзия Есенина – жёлто-зелёного цвета, Блока – тяготеет к красному, Пастернака – красно-синяя.
Большое значение цвет имеет в произведениях Пушкина и Гоголя.
Редким и безошибочным ощущением красок обладал и Иван Андреевич Бунин. Он был счастливым писателем, который с одинаковой зоркостью видел все: ««тихую, темную» избу, стекло, «холодно играющее разноцветными огоньками» и «скудные, свинцовые, спокойные» дни поздней осени». Трудно перечислить найденные им оттенки синей, голубой, зеленой, желтой красок. Пейзажи в его произведениях красочны и многоцветны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно нарисованные акварелью. Особое пристрастие Бунин питает к составным красочным определениям: «золотисто-синий воздух»; «золотисто-бирюзовая глубина небосклона»; «розово-золотое пламя» в повести «Деревня»; «черно-лиловая туча» в повести «Суходол» и многие другие.
В своих произведениях он часто использует символику цвета, чтобы выразить душевное состояние героев. Цветовые «штрихи» во внешности персонажей приобрели особый смысл и постепенно стали «визитной карточкой» Ивана Андреевича. Серый цвет в описании женских персонажей – это загадочность, тайна, хороший вкус, и наоборот, в описании мужских – отрицательные качества героя. Черный цвет передает дьявольскую натуру женщин, а при описании мужчин имеет положительное значение. У Бунина такой герой способен на глубокую и чистую любовь.
А в рассказе Ивана Андреевича «Лапти» мы встречаем противостояние двух основных для русской культуры цветов.
Уже с самого начала в рассказе начинает звучать тема смерти, которая оказывается неразрывно связана со снежной стихией, белым цветом: «непроглядная вьюга», «белый от снега и холодный дом». Белый цвет с самого начала рассказа также неразрывно связан с красным цветом, который становится, с одной стороны, символом болезни, приближающейся смерти, страданий – ребенок мечется «в жару, в бреду», «весь огнем горит», с другой – символом надежды на спасение «какие-то красные лапти», которые ребенок «как будто вполне разумно», порой приходя в себя, просит, жалобно плача и умоляя.
Две стихии – белый и красный цвета, холод и жар, «снежное море» и огонь – не просто взаимодействуют они одновременно дополняют и противостоят друг другу. Красные лапти становятся единственной надеждой на выздоровление ребенка, их его «душа желает» – это хорошо понимает барский слуга Нефед, именно поэтому он не может поступить иначе и, жертвуя собой, отправляется в свой последний путь, вступает в схватку со смертью.
Бунин часто использовал цветопись как выразительный художественный прием для создания той или иной атмосферы, для внушения читателям определенных чувств, переживаемых героями.
Использовал цветовые детали для отражения внутреннего состояния героев и окружающего мира и Антон Павлович Чехов. Природа в его повести «Степь» быстро меняется и до такой степени слита воедино с состоянием главного героя Егорушки, что отдельное их восприятие невозможно.
«Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, и опускалась на землю мгла, как засветилась одна за другой звезды. Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и все то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далеким и не имеющим цены».
Цветовые характеристики являются одним из главных способов воссоздания облика степи: «загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые», с преобладанием желтой и зеленой цветовой гаммы. Немаловажным для повествователя становится даже такая деталь, как «розовая подкладка» крыльев кузнечика. В этой цветовой палитре сочетается бьющая ключом жизнь, бездонность мира с переживанием одиночества, «тоски», «зноя и степной скуки».
Но цветовые характеристики используются автором не только для описания степи, а также имеют большое значение в создании образов героев, их одежды, внешних характеристик: «рыжее пальто», «красное лицо», «синие шаровары», «красные глаза».
Меняющаяся в своих цветовых воплощениях палитра рассказа Чехова, в большей степени состоящая из красного, черного, белого и серого цветов, в финале повести приобретает психологический смысл, так как ассоциируется с неизвестностью будущей жизни Егорушки. «…он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него. Какова-то будет эта жизнь?».
Палитра красок Куприна – превосходного мастера не только литературного пейзажа, но и литературного характера тоже достаточно разнообразна. Он часто вводит в текст не просто классические цвета: синий, красный, черный и т.д., – но и совершенно неожиданные цветовые оттенки, большинство из которых являются метафорами или имеют некоторый метафорический оттенок: «серебристо-стальной», «весело-синий», «густо-красный», «серебристо-зеленый», «кровавый», «жемчужный», «лиловый», «оливковый», «молочный», цвет «черного жемчуга», цвет «осеннего неба», «яблочно-зеленый», «пенно-розовый»… В завораживающем произведении «Суламифь» прослеживается 164 момента использования цветописи, в повети «Олеся» – 60, а в повести «Гранатовый браслет» – всего 49.
Из всего многообразия цветов, используемых Куприным, особо выделяются красный и зеленый. Эти два цвета не только встречаются чаще остальных в его произведениях – Александр Иванович наделяет их неким мистическим звучанием и содержанием, выделяет из общей массы, делая их ярким пятном.
«Зеленый гранат» редкого сорта – гроссуля́р в повести «Гранатовый браслет» – «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти». Подарив этот драгоценный камень Вере Николаевне, Желтков обрекает себя на смерть.
«Ложе у нас – зелень», – говорит Соломон, вспоминая прекрасные, светлые мгновения, проведенные в винограднике с Суламифью, наполненные страстью. Это и зеленый «смарагд – любимый камень» царя Соломона, призванный охранять и защищать его возлюбленную от всех болезней и «черных мыслей».
А еще «Величественная зеленая прелесть бора, как драгоценная оправа украшала… безмятежную любовь» лесной колдуньи Олеси и «молодого барина».
Похоже зеленый, был одним из любимых цветов Куприна, недаром именно его он наделил тайной магической силой.
И всё же в каждом произведении, как правило, присутствует множество разных цветов. Однако в рассказе Тэффи «Жизнь и Воротник» по-настоящему участвует только один цвет и один оттенок, в сочетании образующие один очень необычный цвет – серо-желтый. Серый потому, что жизнь Олечки Ро́зовой до появления воротника была скучной, однообразной, ничем не выделялась. Желтый же – это цвет банта на сером воротничке.
После покупки Воротничка жизнь главной героини рассказа стала «полосатой» – когда Олечка не носила эту безделицу, то она жила своей «серой» жизнью, но когда решала надеть Воротник, то это уже была не Олечка Ро́зова, а совершенно другой человек, давайте назовем его Мадам Красно́ва. У этого человека, чья жизнь была уже не серо-розовая, а красная с оттенком серого, исчезала нежность, доброта, наивность, нерешительность и появлялась тревога, прямолинейность, даже «кровожадность». Эта Мадам была полной противоположностью порядочной девушки.
Если углубиться в символику цветов рассказа, то первое, что мы узнаем будет то, что желтый в сочетании с разными оттенками образует разные состояния души. Всего таких состояний три: счастье, расставание и безумие. Да вот только серо-желтый – это ни счастье, ни расставание, а именно безумие. Это безумие в рассказе Тэффи проявляется в виде того, что не человек управляет предметом, а предмет – человеком. Далее мы узнаем, что розовый цвет – цвет душевной радости, легкости, оптимизма. В результате объединения серо-желтого и розового образуется самый неожиданный из всех цветов – красный. Этот цвет, который кажется таким схожим с розовым, имеет абсолютно иные качества. В данном рассказе же символика красного цвета немного изменена. Здесь красный цвет – цвет противоположности. Это хорошо заметно, если сравнить поведение Олечки Розовой и Мадам Красновой.
Когда же в конце рассказа Воротничок теряется, то «серая» жизнь Олечки приобретает два слабых оттенка желтого – оттенок расставания и оттенок безумия. Они оба наводят на героиню сильный страх, хотя она и понимает, что сама виновата во всем с ней произошедшем. Но даже если бы она попыталась сопротивляться Воротничку, то кто знает, что случилось бы? Все могло стать лучше, но в то же время все могло стать и гораздо хуже…
Еще одним ярким примером литературного произведения, в котором цветовое решение несёт смысловую нагрузку, является роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Основным фоном в романе является жёлтый цвет и его оттенки, например, «жёлтые кусочки сахара», «слитый чай», (чай, заваренный второй раз, который имеет бледно-жёлтый цвет); жёлтый, давно не мытый, стакан или жёлтая вода в стакане.
Нередко в литературе жёлтый цвет ассоциируется с золотом, солнечным светом и означает радость, светлые чувства, но в романе он ассоциируется с цветом кожи больного человека. У Достоевского жёлтый цвет указывает на болезненное состояние героев, внутренний раскол, утрату душевного равновесия и угнетённую психику.
Не только классики, но и яркие представители современной литературы используют цветопись в своих произведениях. Например, Виктор Пелевин. Несмотря на кажущееся обилие цветообозначений, цветность его прозы сдержанна и лаконична, не отличается буйством красок и оттенков. Как художник слова он намеренно отказывается от широкой цветовой палитры, предпочитая «раскрашивать» «иную» реальность только ахроматическими цветами (черным, белым, серым) и их оттенками. В результате художественный мир писателя становится графическим, похожим на множество совмещенных друг с другом не цветных изображений, подкрашенных ярким цветом лишь в отдельных местах.
Черный цвет в цветовой картине мира писателя является первостепенным в количественном плане, поскольку составляет почти 22% от общего числа цветообозначений. Чёрный автор часто использует для отрицательное описание чего-либо. Например, при описании ночного города, в котором «невозможно увидеть живого человека ни в черных окнах, ни на черном склизком тротуаре». Но встречаются и положительные авторские цветообозначения, когда речь идёт о летней ночи – темной, красивой, загадочной. Прогулки в такую ночь приятны писателю и персонажам, темнота завораживает, притягивает, пробуждает воспоминания. В пелевинском «черном» причудливо переплетается нечто мистическое, завораживающее и одновременно пугающее, внушающее страх и одиночество.
Серый цвет у Пелевина вызывает устойчивые ассоциации с современным городом в дневное время. Серость городских пейзажей, сумерки, туман, присущие поздней осени или ранней весне, а также личные переживания помогают автору моделировать собственный образ города, в котором серый цвет – с одной стороны, цвет неприметности, невыразительности, а с другой – сырости, слякоти и грязи. При этом писатель, описывая городские реалии, буквально нагнетает серый: «серая корка асфальта под ногами», «серые магазины», «серые витрины», «огромные серые коробки-здания», «серые стены вокруг»:
«Он тащился по серому ноябрьскому парку, над которым летели с севера низкие свинцовые облака. Он шел и думал, что еще несколько дней такой погоды – и небо опустится настолько, что будет, как грузовик с пьяным шофером, давить прохожих…».
В бессознательном стремлении вырваться из этого серого города отдельные персонажи произведений В. Пелевина пытаются как-то выделиться среди общей толпы своим внешним видом, но серость тут же поглощает эти яркие краски, не оставляя ни одного цветного пятна:
«Под ее закрытыми глазами чернели синяки в пол-лица, а зеленое платьице, когда-то пленившее Сэма своим веселым блеском, теперь потускнело и покрылось серыми пятнами».
Создавая цветовую картину мира, писатель не обходится без белого цвета и его оттенков, таких как «молочно-белый», «стерильно-белый», «фарфоровый», «морознобелый», «сахарно-белый», «лунный белый», «опаловый» и других. Чаще всего белый цвет связан у Виктора Пелевина с зимним пейзажем. Склоны, равнины, улицы – все в снегу, цвет которого умиротворяет таинственной белизной, поэтому приятен Пелевину-художнику. Безмятежны и дружелюбны кучевые белые облака, радуют глаз «белая плоскость замерзающего моря» и «белая пена на границе моря и суши».
«Белый» может ассоциироваться у Пелевина с красотой, молодостью, здоровьем. Или используется как символ умиротворения, безмятежности, дружелюбия. При этом, употребляя «белый» при характеристике внешности какого-нибудь отрицательного героя, писатель подчеркивает безжизненный, неестественный цвет его лица.
Таким образом, цветовая картина мира в художественных текстах Пелевина является неотъемлемой частью художественной картины мира писателя-постмодерниста. Несмотря на то, что его ирреально-реальный художественный мир вырисовывается черно-серо-белым. Общее количество наименований цветов и оттеночных цветообозначений в текстах составляет 128 единиц среди которых все же есть красный, синий, зеленый и желтый цвета.
Почему мы решили об этом рассказать? Потому, что цвет в литературе также важен как слово. Возможно, вы никогда не задумывались, но именно цветопись создает ваше эмоциональное восприятие книги, делает книжный мир живым.
Читайте книги и находите в них приятные вашему восприятию цвета! Создавайте свои многоцветные композиции для настроения из прочитанного!
Цветообозначения в литературных произведениях в фондах библиотеки