Top.Mail.Ru
Календарь.Всему свое время. Из истории календарей в России

Всему свое время. Из истории календарей в России

 

Еще в древние времена люди пытались решить проблему определения времени, используя подручные средства и имеющиеся знания о природе. С течением истории человек создал большое количество разнообразных календарей, начиная с самых простых, основанных на верованиях и приметах, и заканчивая сложнейшими, построенными на астрономических вычислениях. Сейчас мы привыкли жить по календарю и считаем его обыденной вещью, а когда–то по этому поводу разгорались горячие споры. Сегодня рассказываем, когда же появились первые календари, какими они были и как ими пользовались?

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. И чем выше был уровень культуры и науки, тем совершеннее становились системы счета или измерения. Ведь без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства или времени.

Закат. Календарь
Автор изображения: qidene_qider0Источник: https://pxhere.com/ru/photo/1456235

Природа предоставила человечеству три периодических процесса, позволяющих вести учет времени: смену дня и ночи, смену фаз луны и смену времен года. На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Понятно, что число суток и в календарном месяце, и в календарном году может быть только целым. Однако, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток. Теперь поясним.

Синодический месяц – это промежуток времени между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность составляет примерно 29,5 дней. А тропический год – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Это чуть больше 365 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток. Это значит, что невозможно подобрать некоторое целое число солнечных лет, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно из-за этого возникла путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Кстати, современное слово «календарь» произошло от латинских «caleo» (провозглашать) и «calendarium» (долговая книга). Изначально таким термином называли долговые книги, которые практиковали ростовщики для записи процентов должников. Процедура записи проводилась ежемесячно, в один и тот же день, который назывался «календ».

Учёные считают, что первый календарь был придуман уже в пятитысячном году до н.э., когда египтяне начали записывать цикличность погодных перемен. В те далёкие времена полукочевые скотоводы подметили, что река Нил разливалась в одно и то же время, которое совпадало с появлением на небосклоне звезды Сириус. Если египтяне не успевали до розлива реки, то теряли урожай. Поэтому стали тщательно отмечать начало календарного круга, а потом по своим заметкам определяли, когда река выйдет из берегов, пойдут дожди или наступит засуха.

Луна. Календарь
Автор изображения: Jon SullivanИсточник: https://pixnio.com/ru/разное/луна/луна-черный-ночь

В Древней Месопотамии шумеры по изменению формы Луны от узкого серпа до полнолуния и обратно вычислили временной интервал – месяц, который у них насчитывал 29,5 дней. Записывая каждую дату лунного появления и наблюдая за солнечными восходом и заходом, они стали соотносить сутки, месяц и год.

Вообще каждый древний народ по–своему отмечал важные для него события, потому у каждого народа в году было разное количество дней, да и сам календарный год брал начало в разное время. Так, римляне начинали отсчёт от основания Рима, византийцы – от сотворения мира, египтяне – с первого дня прихода к власти новой императорской династии. И со всем этим разнообразием, несомненно, возникла путаница.

Гай Юлий Цезарь. Скульптура. МраморИсточник: Большая Российская энциклопедия : в 30-ти т. Т. 34 : Хвойка — Шервинский. М. : Большая российская энциклопедия, 2017. С. 268.

Разрешил календарную проблему древнеримский император Юлий Цезарь.

Как–то он побывал в Египте и узнал, что египтяне между разливами Нила и утренними восходами Сириуса насчитывали 365 дней, год делили на 12 месяцев по 30 дней каждый, а в конце года добавляли ещё 5 праздничных дней. По заданию Цезаря римские астрономы изучили египетские расчёты с годовым перемещением Солнца между звёздами и согласились, что 365 дней складываются в 1 простой год. Так как александрийскими астрономами годовая продолжительность была посчитана точнее и составляла 365,25 суток, каждый четвёртый год решили сделать високосным, на день подлиннее. Високосный год компенсировал остаток в четверть суток. Так и появился новый «юлианский календарь». Римский сенат отблагодарил Цезаря за новый упорядоченный календарь и дал квинтилису – месяцу, когда родился Юлий, его имя – июль. Кстати, Цезарь был ещё и первым, кто приказал отсчитывать новый год с 1 января.

На Никейском соборе в 325 г. юлианский календарь был признан обязательным для всего христианского мира. Были также составлены правила для определения дня Пасхи. Одним из них стало постановление отмечать ее только после весеннего равноденствия и после иудейской пасхи.

Папа Римский Григорий XIII
П. Оливьери. Папа Римский Григорий XIII. Скульптура XVI векаИсточник: Католическая энциклопедия. Т. 1: А – З. М. : Издательство Францисканцев, 2002. С. 1455.

Поправку в не совсем, как оказалось, точный цезаревский календарь внёс папа Римский Григорий XIII в 1582 году. Он ввёл летоисчисление на основе цикла обращения земного шара вокруг Солнца и смены лунных фаз, и сделал еще точнее —  365,2425 суток. Кроме того, астрономы подметили, что по юлианскому календарю церковные праздники, в том числе Пасха, каждые 128 лет сдвигаются на целые сутки, что для церкви недопустимо. В итоге стали жить по новому стилю, на который перешли в том же году многие европейские страны. Время было сдвинуто сразу на 10 суток вперёд, и у некоторых народов 4 октября 1582–го года сразу стало 15–м.

А что с историей календаря в России? В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался лунно–солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. То есть 12 лет в году было по 12 месяцев, а в следующие 7 лет — по 13. Этот цикл в 433 году до н.э. предложил древнегреческий астроном Метон Афинский. В неделе было 7 дней, и она называлась седмицей.

После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. А на Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 году начало года было перенесено на 1 сентября. Еще почти век спустя, 5 мая 1581 года в России был изготовлен и отпечатан первый церковный календарь. Его напечатал Иван Федоров в типографии г. Острог. Рифмованный славянский летописец-календарь был выпущен в виде листовки, на которой вместе с перечнем месяцев были помещены двустрочные вирши белорусского поэта Андрея Рымши. Названия месяцев приводились латинские, древнееврейские и «простые» — украинские. Вслед за названием месяца рассказывалось о наиболее важном, по мнению автора календаря, событии, которое в этом месяце произошло. События были взяты из библейской истории. Единственный известный экземпляр календаря Ивана Федорова хранится сегодня в Российской национальной библиотеке.

Петр I
Автор изображения: Ж.-М. НатьеИсточник: https://spbcult.ru/projects/proektyi-ot-redakczii/350-letie-so-dnya-rozhdeniya-petra-i/

1 января 1700 года Пётр I заменил действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» на летоисчисление от Рождества Христова. По указу императора от 19 декабря 7208 года от «сотворения мира» следовало, что «…будущаго Генваря съ 1–го числа настанетъ новый 1700–й годъ…». Петр I стал и инициатором выпуска первого светского календаря. Эта непростая задача была поручена Якову Брюсу, человеку энциклопедических знаний, руководителю Московской гражданской типографии. Именно под его «надзрением» 28 декабря 1708 года и вышли первые два листа «Календаря повсеместного, или Месяцеслова христианского», за которым на многие века закрепилось народное название «Брюсов календарь». Совсем скоро были допечатаны еще четыре листа, таким образом, первый «Брюсов календарь» состоял из шести листов формата А2. Впоследствии календарь был многократно переработан и переиздан, но его основа осталась неизменной. Считается, что Яков Брюс выступил в роли редактора, тогда как действительным составителем народного календаря стал другой сподвижник Петра – Василий Киприянов, об авторстве которого и сообщается на первом листе календаря.

Страницы Брюсова календаря. Календарь
Полный Брюсов календарь на 200 лет. — Москва : Д. И. Преснов, 1883. — Обложка и страницыАвтор изображения: Российская государственная библиотекаИсточник: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/calender17

«Брюсов календарь» стал настоящей сенсацией, ведь до него люди пользовались только православными святцами или месяцесловами. Святцы в новом календаре оставили, но кроме этого издание дополнили астрономическими данными и «бездной» полезной информации. Структурно он представлял собой две части: одна носила справочный характер, другая – «предсказательный». В справочной части можно было найти «Неисходимую пасхалию» (так называемый Вечный календарь Пасхи). И чрезвычайно полезный для земледельцев Лунный календарь, основанный на 19–летнем цикле положения Луны. Календарь позволял изучить особенности того или иного года на основе характеристик «закрепленной» за ним планеты. Расчет положения Солнца и планет на основе 28–летнего цикла, а также Лунный цикл, который и сегодня используются астрологами для составления современных прогнозов.

Справочная часть включала также полезную информацию для торговцев и путешественников. В случае необходимости в календаре можно было найти географические координаты российских и иностранных городов, узнать расстояние от крупнейших городов до Москвы, изучить список почтовых станций, в том числе и тех, которые были расположены по дороге в Китай. Кроме этого, можно было узнать расстояние от почтовых станций до Петербурга или основных европейских государств. Любознательные читатели могли изучить карты Петербургской и Московской губерний, в том числе и подробный план Златоглавой. Ну а передохнуть после «напряженной» умственной работы предлагалось за «изучением» гербов государства Российского.

Но широкую популярность «Брюсову календарю» принесла не справочная, а предсказательная часть, точность которой поражала. По календарю предсказывали не только погоду, но и стихийные бедствия, а также будущую политическую и экономическую обстановку в стране. Например, в нем была предсказана «кровопролитная война между просвещенными народами… счастливое побоище…». И действительно, в 1917 году началась революционная война за народное счастье.

Со временем «Брюсов календарь» превратился в объемный справочник. С каждой новой редакцией в него включались новые разделы, а прогнозы прошедших лет – заменялись актуальными предсказаниями на будущие годы.

Далекий от политики обыватель открыл для себя так называемые «частные предсказания», или как сказали бы сегодня – гороскопы. Каждый человек получил возможность заглянуть в собственное будущее: всего–то и требовалось, что знать дату рождения и иметь под рукой «Брюсов календарь». Рожденных в счастливый день календарь «приговаривал» к славе и богатству, в неудачный – к бедности и жизненным потрясениям. Следуя рекомендациям календаря, в те или иные дни не начинали новых дел, не меняли место жительства, работу или, напротив, смело затевали перемены.

Здесь можно было найти и полезные советы на каждый день: когда пускать кровь или брить бороду, когда «брак иметь» или шить новый наряд, когда строить новый дом или начинать войну, когда мыться в бане или отнимать младенцев от матери и многое другое. Например, заготавливать дрова рекомендовалось непременно в то время, когда Луна находится в Овне, отдавать детей в школы – когда в Близнецах, выходить в море – в Водолее, обращаться с просьбами к вышестоящим лицам – в Козероге. Популярность «Брюсова календаря» неудивительна – такая точная «раскладка» жизни многим приходилась по вкусу, а «в случае чего» можно было запросто списать неудачи на издателя Брюса.

Теперь «Брюсов календарь» является исключительной антикварной ценностью. В России находятся всего три полных экземпляра в крупнейших государственных хранилищах – Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Библиотеке Российской Академии наук и Государственном Эрмитаже; отдельные листы «Брюсова календаря» хранятся в Государственной Публичной Исторической Библиотеке.

Поваренный календарь. Календарь
Поваренный календарь или Самоучитель поваренного искусства… — СПб.: Тип. И. Глазунова, 1808.Автор изображения: Российская государственная библиотекаИсточник: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/calender17

Еще один знаменитый календарь XIX века упоминался Александром Сергеевичем Пушкиным в его поэме «Евгений Онегин» как «календарь осьмого года». Пушкин всегда проявлял интерес к календарям как к рабочему материалу для своих литературных трудов.

Так вот, в его произведении фигурирует «Поваренный календарь, или Самоучитель повареннаго искусства». Издание содержало «наставление к приготовлению снедей на каждый день в году, для стола домашняго и гостинаго: с приложением поваренных записок о заготовлении разных домашних запасов».

В календаре 1808 года приводилось меню на каждый день, и общие рекомендации хозяйкам, например, «О пирожном для каждого гостиного стола, запросто, и когда угодно в месяце августе». Или «Известие о том, сколько времени потребно к изжарению разных мяс». А еще «Средство произвесть летом лёд». Здесь же можно было встретить диковинные по нынешним временам рецепты, например, бергамотовый суп или кисель из курицы.

Но вернемся к истории летоисчисления в нашей стране. Широкое общение с европейскими государствами после того, как Петр I «прорубил окно в Европу», вызвало необходимость применения в международных отношениях и в научной переписке григорианского календаря. Некоторые государственные учреждения, например, министерство иностранных дел, также перешли на новый «григорианский» стиль. Однако внутри самой страны по–прежнему пользовались старым стилем. Все это привело к тому, что в XIX веке в России стал обсуждаться календарный вопрос.

В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового календарного стиля. Бывший в то время министром народного просвещения князь Карл Андреевич Ливен отнесся к этому отрицательно и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, мо́гущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Он указал, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». Вопрос о реформировании календарной системы был приостановлен.

В это время печатные календари уже пользовались огромной популярностью. Например, «Календарь для врачей всех ведомств» был настольной книгой Антона Павловича Чехова.  Издание содержало в себе важную информацию для представителей своей профессии, позволяло владельцу всегда быть в курсе событий в мире медицины, в любое время обращаться к справочнику, делать заметки и многое другое. В долгих поездках Антон Павлович пользовался Календарем для врачей, чтобы сделать в нем собственные заметки.

В чеховской семье вообще очень любили разные календари: как простые табличные на одном листе или отрывные настенные, так и серьезные издания, содержащие разные полезные сведения. Их читали вслух на ночь и использовали в качестве литературных альманахов или энциклопедий.

Но мы вновь отвлеклись от проблемы несовпадения календарных стилей России и Европы. Итак, для дальнейшего решения календарного вопроса в 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте немецкого астронома Иоганна Генриха фон Медлера. Но реформа вновь не состоялась из–за противодействия правительства и церкви.

Появление многочисленных исследований о необходимости реформы календаря в этот период заставило Русскую православную церковь обозначить свою точку зрения по этому вопросу. Священнослужители пытались обосновать, почему церковь не желает изменять календарь. Одним из главных аргументов был тезис о совпадении чисел пасхи в григорианском и иудейских календарях. По мнению церковных деятелей, этот факт противоречил христианским догмам, принятым на Никейском соборе.

Не смотря на все перипетии вокруг календарного вопроса, во второй половине XIX века календари стали выпускать многие солидные издательства, в том числе издательства Ивана Сытина и Алексея Суворина. Календари становились более разнообразными по типу и по форме. Появились настенные, настольные, отрывные календари. Столь же разнообразна была и их специализация.

Календарные стенки
Календарные стенкиАвтор изображения: Мария ГовтваньИсточник: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/putevoditel-vremeni-kalendari

Выпускались дамские, детские календари, календари для врачей, юристов, дипломатов, памятные юбилейные календари. Особого внимания заслуживали календарные стенки 1901 и 1902 годов, которые предназначались для прикрепления отрывных календарей. Они представляли собой художественно оформленный лист бумаги или картона и являлись заметным предметом интерьера.

Но всему свое время… Окончательное решение о календарной реформе в России был вынесено только после Октябрьской революции. 16 ноября 1917 года этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан Владимиром Ильичем Лениным и опубликован 25 января 1918 года. Он начинался словами:

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

Обложка советского календаря
Советский календарь на 1919 годИсточник: Советский календарь на 1919 год. М. : Всероссийский центральный исполнительный комитет, 1919. Обложка.

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал день, идущий после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14-м. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю – 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и так далее.

С 1 октября 1929 года в России параллельно с григорианским календарем начал действовать Советский революционный календарь. Постановлением «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» от 26 августа 1929 года был введён единый производственный табель–календарь. По нему в календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

Неделя в СССР в 1929–1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названные по цветам, и каждая группа имела свой собственный выходной день в неделю. Несмотря на то, что выходных дней стало больше, реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из–за несовпадения выходных дней разных членов общества.

В декабре 1931 года пятидневная неделя была заменена шестидневной с фиксированным днём отдыха, а возврат к семидневной неделе состоялся 26 июня 1940 года. Тогда же произошел и возврат только к традиционному календарю.

Печатные календари в эти годы по-прежнему оставались популярными. Выходили рабоче–крестьянские календари, иллюстрированные табель–календари c атрибутами советской власти и календари–пятидневки. Всеобщие настольные календари, выпущенные Государственным издательством в 1924–29 гг., выходили в виде книжек большого формата объемом около 100 страниц каждая и представляли собой своего рода справочники, чем-то напоминающие «Брюсов календарь», в которых помимо календаря владелец мог найти необходимые или интересные для себя сведения информационного характера о государственном устройстве, международном положении и народном хозяйстве, советском законодательстве и учреждениях культуры, а также об организации и гигиене труда, самообразовании, ведении частного хозяйства и многого другого.

Кроме того, календари этого периода содержали имеслов, уходя от календарных православных имен издатели печатали наиболее красивые имена разных стран и народов.

Понятно, что при подборе помещаемых данных составители не забывали и об идеологической составляющей. Присутствие последней, пожалуй, и предопределяло главное отличие продукции Госиздата от дореволюционных настольных календарей, в основном же советские издатели равнялись на опыт предшественников.

Одним из материальных документов сталинской эпохи начала 40–х годов стал настольный календарь книжного типа. Формат издания был близок к современному А4. Календарь имел твёрдый картонный переплёт и чёрно–белую печать. Общее содержание, помимо табель–календаря и ежемесячных страниц с упоминанием знаменательных дат, состояло из множества тематических рубрик, составленных с учётом современности и традиций издания аналогичных календарей первой половины ХХ века.

Условно тематические разделы календаря можно разделить на общественно–политические, научно–популярные, просветительские, справочные и досуговые. Общественно–политические рубрики явно выраженного пропагандистского характера составляли не менее 60% всего объёма публикаций, хотя в действительности практически всё содержание календаря было «партийно–выверенным».

К числу научно–популярных относились, например, рубрики «Из прошлого нашей родины», «Видимость планет в 1940 г.», «Развитие жизни на земле», «Как определили размеры и форму земли». Просветительскими и досуговыми можно назвать разделы «Справки и консультации», «Первая помощь до врача», «Домоводство», «Уход за ребёнком раннего возраста», «Организация и работа низового шахматно–шашечного кружка». В качестве отдельного направления, пожалуй, стоит выделить такое, которое условно можно назвать «оборонным». К числу подобного рода статей можно отнести статьи под заголовками «Учись метать гранату» или «Боевые отравляющие вещества и средства защиты от них».

Карманный календарь
Карманный алюминиевый вечный календарь. 1969 г.Автор изображения: Н. Манычкин Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cal1969_cheljabinsk_bw.jpg

В 1950–60–х годах яркие детские календари дополнялись русскими народными сказками и баснями Ивана Андреевича Крылова. В календарях печатались настольные игры, бумажные игрушки, стихи известных поэтов, ноты к детским песням, формы для аппликаций и инструкции к поделкам. Издавали и отдельные календари для школьников, содержащие различные игры и головоломки, литературные произведения, научно–популярные статьи, обсуждения этических вопросов и проблем современности.

70–90–е годы прошлого столетия представлены ежемесячниками и еженедельниками, спортивными календарями, рассказывающими о достижениях спортсменов в годы проведения Олимпийских игр, где также публиковались заметки для семейного чтения и было много статистической информации. Можно было увидеть и театральные календари со знаменательными датами из истории драматического и балетного театра, цирка и эстрады всего мира, где были отмечены юбилеи актёров и артистов.

На сегодняшний день григорианский календарь – это международный стандарт, принятый в большинстве стран и избранный для глобального общения. Несмотря на это, существует множество альтернативных календарей, которые всё ещё имеют большое значение для своих народов: например, эфиопский, индийский или японский. Чаще всего страны, сохранившие свой традиционный календарь или метод летоисчисления, пользуются одновременно и григорианской календарной системой. В России тоже уже много лет мирно сосуществуют два календаря. Григорианским пользуемся мы, юлианским – Православная церковь.

Но календари всегда были не просто способом исчисления дней в году, но и настоящими справочниками о жизни. В одних изданиях читатели могли узнать о времени прилета птиц, в других – о том, кто занимает должность председателя уездной земской управы. Календари могли даже приоткрыть завесу тайны над буднями известных государственных деятелей и мировых звезд.

Со временем календари, конечно, претерпели немало изменений, а эксперименты по созданию их оригинальных видов не прекращаются и сегодня. Сейчас можно купить вечные календари и календари для записи событий, календари с часами или в виде деревянных кубиков, адвент и множество других. А компьютерный мир подарил человечеству цифровые календари, позволяющие добавить собственные события и установить различные виды напоминаний.

Форма не важна. Важно то, что мы по-прежнему пользуемся этими современниками эпохи и, безусловно, будем пользоваться и дальше.

Пишите свою историю и цените каждый день, ведь он является частью календаря вашей жизни. А найти календари, изданные в самые разные периоды, вы всегда можете в нашей библиотеке.

История календаря в фондах библиотеки