Готовы ли вы к миру, где тени оживают, а легенды становятся реальностью? В этом выпуске мы отправимся в захватывающее путешествие по леденящим душу латиноамериканским страшилкам. От жуткой чупакабры до легенды о плачущей женщине – мы столкнемся с самыми страшными созданиями, рождёнными бурной фантазией народов Латинской Америки.
Современный латиноамериканский фольклор – это уникальное смешение древних верований коренного населения и колониального наследия. Ещё до прихода европейцев на континенте процветали цивилизации, чьи мифы были связаны с природой, божествами и повседневной жизнью. Испанцы и португальцы, появившись здесь в XV веке, принесли с собой христианские легенды и европейский фольклор. Переплетаясь, эти культуры породили невероятное разнообразие страшных легенд, которые передаются из поколения в поколение.
В этих сказаниях отразились глубочайшие страхи и надежды народов, их борьба с социальными проблемами и вера в сверхъестественное. Любовь, смерть, несправедливость – вот главные темы этих мрачных сказок. А центральную роль в них часто играет природа – таинственные леса, бездонные океаны и загадочные горы, которые хранят множество секретов.
Начнём, пожалуй, с чупакабры – одного из самых молодых и известных во всём мире персонажей латиноамериканских страшилок. Представьте себе: вы просыпаетесь посреди ночи от душераздирающих криков. Выглядываете в окно и видите, как несчастная коза умирает в лапах страшного зверя, глаза которого светятся как угольки в темноте, а его клыки способны прокусить даже стальную дверь.
Легенды о происхождении этого зверя варьируются от инопланетного эксперимента до порождения самого дьявола. Одно известно точно: чупакабра – это воплощённая тьма, которая бродит по ночам в поисках свежей крови. Впервые об этом создании заговорили в середине XX века, когда в Пуэрто-Рико обнаружили нескольких обескровленных коз. А с развитием средств массовой информации о чупакабре узнал весь мир. Тогда этот монстр и получил своё имя, которое с испанского переводится как «высасывающий коз».
В научных учреждениях некоторых стран были проведены исследования, согласно которым чупакабра – это мутировавшие в результате болезней различные животные типа собак, лисиц и шакалов. Но что бы ни говорили учёные, давайте будем честны, кто захочет встретиться ночью с существом, которое питается козлиной кровью? Тем более, когда в СМИ продолжают появляются сообщения со всего мира о загадочных убийствах животных, в том числе и в России…
Если чупакабра – это относительно новое явление в латиноамериканском фольклоре, то демонический пёс по кличке Эль-Фамильяр начал вселять ужас в людей ещё в XIX веке. (Кстати, не путайте Эль-Фамильяра с животными-фамильярами, которые помогают ведьмам – это совсем разные истории). Жуткое предание об Эль-Фамильяре зародилась в период стремительного развития сахарной промышленности в провинции Тукуман на севере Аргентины. Согласно легенде, этих монстров призывали владельцы тростниковых плантаций, которые жаждали огромного богатства и власти. В обмен на человеческие души, Эль-Фамильяр гарантировал обильные урожаи и защищал интересы владельца.
Зачастую Эль Фамильяр предстаёт в образе чудовищного пса с горящими красными глазами. Также он способен принимать облик большой змеи и даже человека. Имеет ненасытный аппетит, а питается исключительно человеческой плотью. Единственное средство против него – святой крест, поскольку пули и другое оружие не неэффективны. Эль Фамильяру даже приписывали исчезновения рабочих на сахарном производстве Ледесма во время последней военно-гражданской диктатуры в Аргентине в 1976-1983 годах. Как бы то ни было, легенда оказала сильное влияние на работников плантаций. Владельцы даже использовали страх перед Эль Фамильяром для контроля над рабочими. В некотором роде он был порождением этого страха и эксплуатации.
В древние верования народов майя и науа уходит корнями история о собаке кадехо. В этих культурах собака часто ассоциировалась с загробным миром и играла роль проводника душ. Неоднозначный образ кадехо возник с приходом испанцев с их католическими представлениями о добре и зле. В одних историях кадехо предстаёт как злой дух, встреча с которым считается дурным предзнаменование, в других – как защитник и проводник, помогающий заблудившимся найти дорогу домой. Есть легенды и о двух кадехо: белом, символизирующем добро, и чёрном, олицетворяющем зло.
Внешний вид кадехо также варьируется в зависимости от региона. Обычно его описывают как крупную чёрную собаку с горящими глазами, но есть и другие варианты: черная собака с белым воротником, с козлиными ногами или даже с головой летучей мыши. Кадехо, как правило, изображают с цепью, которую он волочит за собой. Легенда о нем была создана в латиноамериканской культуре для воспитания непослушных детей, предостережения их от ночных прогулок и опасных поступков.
Более половины всей территории Латинской Америки занимают леса. Страх перед неизвестным, культ природы и потребность в объяснениях породили немыслимое множество страшных историй о том, что происходит в глубинах этих дремучих лесов. Так, согласно преданиям, в лесных дебрях острова Чилоэ на юге Чили обитают существа, способные свести с ума даже самого отчаянного искателя приключений. Одно из таких созданий – имбунче, плод кошмарных экспериментов местных ведьм.
Лицо на спине, искривлённые конечности. Передвигается имбунче на двух руках и одной ноге. Другая нога у него на затылке. Его голос, если это можно так назвать, напоминает скорее стоны, нежели человеческую речь. Перед вами весьма убедительный страж пещеры ведьм. Чтобы создать такое чудище, ведьмы похищали младенцев, подвергали их ужасным мучениям, калечили, воспитывали и кормили особенной пищей.
В ведьминском сообществе имбунче играл важную роль. Он служил не только стражем, но и своего рода консультантом. Он обладал глубокими знаниями и предсказывал будущее. Ведьмы также использовали его в качестве инструмента для мести или для проведения различных ритуалов. Образ имбунче наводил ужас на местных жителей. Его появление считалось предвестником несчастья. Многие верили, что встреча с ним может даже привести к смерти.
Имбунче – лишь одно из многих загадочных существ, населяющих таинственные леса Чилоэ. В мрачных легендах переплетаются древние верования местных племён и европейские колдовские практики, рождая множество причудливых и пугающих образов. Истории этих существ передавались из поколения в поколение, напоминая людям о том, что в глубинах дикой природы таятся силы, которые человек едва ли сможет постичь.
Ещё один лесной латиноамериканский житель – помберо. Если вы вдруг окажетесь в лесах Бразилии, он будет следить за каждым вашим шагом, каждым сорванным цветком, каждой сломанной веткой. Если вы осмелитесь нарушить его правила и навредите лесу, он непременно начнёт мстить. Вы заблудитесь в самых знакомых местах, вас будут преследовать кошмары, и даже ваш дом перестанет быть безопасным убежищем.
Как вы поняли, помберо – это хранитель леса и диких животных. Он защищает лесное царство от вреда, причиняемого людьми. Обычно помберо предстаёт как небольшое существо в соломенной шляпе и чёрной одежде. Легенд о нём существует множество. Говорят, что он может быть как дружелюбным, так и злым – всё зависит от человека, к которому он приходит. Многие люди верят, что помберо может помочь в различных делах, таких как получение хорошего урожая или защита скота. Однако, чтобы заручиться его поддержкой, необходимо каждый день оставлять ему подношения.
Точное происхождение его имени неизвестно, но существует несколько теорий. Одна из них связана с выражением народа гуарани «Po mberu», что означает «летающая рука». Это может указывать на способность помберо к быстрым и незаметным перемещениям. В большинстве легенд он описывается как уродливое существо низкого роста с волосатыми руками и ногами, которые позволяют ему передвигаться бесшумно. Для жилья он чаще всего выбирает заброшенные лесные хижины.
А когда помберо скучно и никто не вредит природе, он начинает доставлять проблемы фермерам, которые живут рядом с его лесом. Но проделки эти в основном безобидные: отвязывание домашнего скота, воровство яиц, куриц и мёда или разбрасывание зерна в амбарах.
А сейчас давайте перенесёмся в другой лес, колумбийский. Здесь тишину джунглей разрывает своим криком Патасола. Этот персонаж, так же, как и помберо, олицетворяет мстительную силу природы и тесно связан с предательством и защитой окружающей среды.
Согласно легенде, Патасола была когда-то женщиной, предавшей своего мужа. Её связь с другим мужчиной привела к трагическим последствиям: муж убил любовника, а жену покалечил, отрубив ей ногу. В отчаянии и гневе её душа превратилась в ужасное существо, которое теперь бродит по лесам и преследует тех, кто вредит природе: браконьеров, лесорубов и других нарушителей экологического баланса. Её имя, кстати, так и переводится с испанского – «одноногая».
История Патасолы оказалась настолько эксцентрична, что в 2022 году в США был снят фильм «Проклятие Одноногой» (The Curse of La Patasola), вдохновлённый этой колумбийской легендой. В фильме группа друзей отправляется в поход, во время которого сталкивается с духом. Как и в оригинальной истории, в фильме присутствуют элементы мистики, ужаса и предупреждения о последствиях наших поступков.
Оставив позади мрачные джунгли, перенесёмся в более засушливые районы Латинской Америки. Здесь под луной бродят два всадника Эль Сомбрерон и Чёрный Чарро. Легенды о мистических всадниках встречаются во многих культурах. Их образы зачастую отражают страхи и тревоги людей, связанные с ночными путешествиями и столкновением с неизвестным.
Легенда о первом из них, Эль Сомбрероне, таинственном всаднике в чёрной шляпе, широко распространена среди местных жителей многих латиноамериканских стран, но особенно Гватемалы, Мексики, Колумбии и Аргентины. В зависимости от региона, образ Эль Сомбрерона может варьироваться от карлика, поющего серенады, до высокого элегантного мужчины, внушающего ужас.
Одна из самых известных историй о нём связана с девушкой по имени Сусана. Её красота привлекла внимание таинственного незнакомца, который начал преследовать её. Несмотря на попытки родителей защитить дочь, Эль Сомбрерон не оставлял её в покое. Лишь после того, как волосы девушки были освящены в церкви, она смогла избавиться от навязчивого поклонника.
Другая легенда об Эль Сомбрероне рассказывает о жившем когда-то старике. Он был одет во всё чёрное и носил большую чёрную шляпу. Ездил на чёрном же коне, сливался с ночью, ни с кем не разговаривал и никому не причинял вреда. Видели его часто на обочине дороги, и несмотря на то, что он давно умер, люди продолжают ощущать его присутствие и сегодня. Особенно его ощущают пьяницы, дебоширы и мошенники.
История Сомбрерона была настолько популярна, что легла в основу одноимённого рассказа гватемальского писателя Мигеля Анхеля Астуриаса и вдохновила режиссёров Гильермо Андреу и Эдуардо Флайшман на создание первого звукового фильма в Гватемале, снятого в 1950 году. Так что эта легенда – не просто страшилка, а важная часть культурного наследия Латинской Америки.
Как мы уже отметили, в разных странах есть свои варианты этой истории. В Гватемале Эль Сомбрерон – карлик, который поёт серенады и заплетает девушкам волосы. В Мексике это высокий элегантный мужчина, парализующий своих жертв страхом. В Колумбии это старик, который преследует пьяниц и нарушителей закона. А в Аргентине – маленький хитрый дух, который любит устраивать розыгрыши.
Как и многие другие герои страшилок, этот персонаж отражает глубоко укоренённые страхи и тревоги людей. Его образ служит предупреждением об опасностях ночных прогулок, необдуманных поступков и соблазнов.
Легенда о другом всаднике, Чёрном Чарро, тесно переплетена с историей Мексики, а точнее с периодом столкновения коренных культур с испанской. Его образ объединяет в себе черты мексиканских божеств, связанных с тёмными силами, и европейских демонологических персонажей.
Когда-то Чарро был обычным человеком, пока однажды не заключил сделку с дьяволом, отдав свою душу ради богатства. С тех пор он бродит по ночам в поисках новых жертв, чтобы заключить с ними такую же сделку и освободиться.
В мексиканской культуре его образ играет важную роль. Он служит предупреждением об опасностях жадности и искушений. Легенды о Чёрном Чарро передаются из поколения в поколение, формируя у людей представление о добре и зле, о цене, которую приходится платить за богатство и власть.
В разных регионах Мексики образ Чёрного Чарро тоже несколько отличаться. Например, в одних районах его связывают с защитой сокровищ, а в других – с похищением душ. Однако основные черты этого персонажа остаются неизменными.
Пугают ночных бродяг и в Венесуэле. Здесь этим промышляет призрак Эль Сильбон. Когда-то он тоже был обычным юношей, пока его жестокость и неуважение к отцу не привели к трагическим последствиям. Наиболее распространены две версии легенды о нём. Согласно первой Эль Сильбон жил в одном доме со своими отцом и женой. Однажды он заметил странности в отношениях между ними. Вскоре выяснилось, что отец регулярно избивал женщину, а однажды надругался над ней. Узнав это, молодой человек накинулся на отца и в порыве ярости задушил его.
Невольным свидетелем происходящего стал дед молодого человека, он поклялся наказать внука за совершенное преступление. Спустя время виновного схватили и приговорили к ударам плетью. А чтобы усилить страдания Эль Сильбона после перенесенных ударов, дед, произнося проклятие, измазал его раны перцем. После этого на спину юноши водрузили мешок с костями и натравили на него собаку. Чудовищная история…
Но другая версия этой легенды еще более ужасающая. Согласно ей Эль Сильбон был избалованным и капризным ребенком. Он всегда получал то, что хотел и не принимал отказа. Однажды он потребовал от родителей на обед оленину. Отец отправился на охоту, чтобы исполнить желание капризного чада. Однако охота не увенчалась успехом. Увидев, что отец пришел домой ни с чем, юноша взбесился: он убил родителя, растерзал тело и извлёк из него сердце, печень и легкие, после чего отдал их матери для готовки. Ничего не подозревающая женщина приготовила жаркое, но в процессе обнаружила, что мясо отличается по вкусу и виду от того, которое она обычно готовила. Женщина рассказала о подозрениях своему отцу, который подтвердил её опасения. Узнав о том, что юноша убил своего родителя, семья прокляла его, подвергнув тому же жестокому наказанию, что и в первой версии истории.
С тех пор Эль Сильбон обречен вечно блуждать по земле. Его часто описывают как высокую, тощую фигуру, несущую мешок, наполненный костями жертв. Перемещаясь, он издает пронзительный свист, который вселяет страх в сердца тех, кто его слышит. Чем ближе свист, тем дальше он находится, однако далёкий свист предвещает несчастье. Говорят, что Эль Сильбон нацелен на пьяниц, прелюбодеев и других грешников. Но и невинные люди могут стать жертвами его гнева.
Закончим наше путешествие по ужасам Латинской Америки той, о ком нельзя не сказать – Ла Йорона. Легенда о ней бытует на территории почти всех стран Латинской Америки ещё с доколумбовых времён, но самая известная версия легенды относится к колониальной эпохе.
В ней рассказывается о красивой женщине Луисе, которая бежала из своей деревни, чтобы жить с испанцем Нуньо де Монтес Кларос, с которым у них было трое детей. К сожалению, однажды любовь Нуньо закончилась, и он ушёл к другой. Когда Луиса узнала об этом, то в приступе безумия убила своих детей. Когда она пришла в себя, было уже слишком поздно. Умерла она в церкви, оплакивая содеянное, и с тех пор бродит по улицам в поисках своих детей. По ночам слышен её одинокий плач, поэтому её называют Ла Йорона, что в переводе с испанского значит «Плачущая».
Ла Йороне посвящены многие произведения поэзии и живописи, а её образ часто используется в кинематографе. Среди наиболее известных фильмов о ней можно назвать испано-мексиканский триллер «31-й километр» Ригоберто Кастанеды 2006 года, где Ла Йорона играет одну из ключевых ролей, и американский хоррор «Проклятие плачущей» (The Curse of La Llorona) Майкла Чавеса, снятый в 2019 году. Эти фильмы, каждый по-своему, интерпретируют древнюю легенду, делая её актуальной для современного зрителя.
Вот мы и добрались до конца нашего мрачного путешествия по лабиринтам латиноамериканских страшилок. Легенды о призраках, чудовищах и прочих потусторонних существах продолжают жить в сердцах местных жителей и будоражить умы путешественников. Так что, если вы вдруг решите прогуляться по ночным улицам Буэнос-Айреса или Мехико, не забудьте взять с собой чеснок, святую воду и хорошую компанию. И, конечно же, фонарик. А ещё лучше, вообще не выходите ночью из дома. В общем, берегите себя!