Top.Mail.Ru
Мороз и солнце - день чудесный для фрезеровочных работ, или Поэзия в русском роке

Мороз и солнце — день чудесный для фрезеровочных работ, или Поэзия в русском роке

Сегодня мы расскажем о литературных предпочтениях в творчестве рок-музыкантов. Ведь мало кто из рок-поэтов обходится без цитаты из произведений Пушкина, а некоторые из них положили на музыку стихи В. Брюсова, К. Бальмонта, З. Гиппиус, А. Блока, Н. Гумилева, С. Есенина и других поэтов.

Литература часто становится основой для вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и другие музыкальные жанры, связанные со словом. А источником сюжетов, тем и образов как в литературе, так и в музыке обычно становится окружающая нас жизнь. И неспроста некоторые стихотворные произведения стали известны именно благодаря их музыкальному прочтению.

Сегодня мы расскажем о литературных предпочтениях в творчестве рок-музыкантов. Ведь мало кто из рок-поэтов обходится без цитаты из произведений Пушкина, а некоторые из них положили на музыку стихи В. Брюсова, К. Бальмонта, З. Гиппиус, А. Блока, Н. Гумилева, С. Есенина и других поэтов.

Как отмечено исследователями, «одной из важнейших основ русского рока, без которой он не смог бы иметь такого воздействия на слушателей» является именно ориентация на классическую литературу и отсылки к ней. А наиболее «литературные» тексты мы найдем в творчестве Шевчука, Кинчева, Гребенщикова.

Бригер Б. Г. Пушкин в Тригорском
Бригер Б. Г. Пушкин в Тригорском

Пушкин и Рок. Что здесь может быть общего? На самом деле много всего. Можно даже предположить, что Пушкин полюбил бы рок-музыку. Например, Александр Сергеевич, услышав в 1823 году романс на свои стихи, был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице – княгине Марии Александровне Голицыной.

…Мой стих – унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки…

Давайте посмотрим, как известные рок-исполнители использовали строки, созданные Пушкиным, в своем творчестве.

Группа "Калинов мост"
Группа «Калинов мост»

В декабре 1986 года в помещении новосибирского городского радиотрансляционного узла, расположенного в подвале жилого дома, группа «Калинов Мост» записала свой первый одноименный альбом. В нем прозвучали в студийном варианте исполнения песни «Пойдем со мной», «С Боевыми Глазами», «Отец работал», «Дудки»… Интересна композиция «Во глубине сибирских руд» на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина – чистая импровизация, придуманная и записанная непосредственно в студии. Интересна в том числе и потому, что музыканты в то время еще позиционировали себя, как «сибирскую группу», хотя примерно с этого момента «Калинов мост» перестает быть именно «сибирской» и становится «общероссийской» группой, известной во всех отдаленных окраинах Советского Союза.

Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина "Утопленник". И. Симаков, 1886
Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина «Утопленник». И. Симаков, 1886 г.

К творчеству Пушкина обращался и Андрей Князев – сооснователь, вокалист и автор практически всех текстов популярной панк-группы «Король и Шут». Он дебютировал в музыке в конце 80-х, выступая со школьной группой, которая спустя пару лет превратилась сначала в «Короля шутов», а затем уже обрела известное нам сегодня название «Король и шут». Едва ли не с самого начала группа ориентировалась на собственное творчество, а ее главной движущей силой стал авторский тандем Андрея Князева и Михаила Горшенёва.

В отличие от большинства панк-групп, тексты которых опираются на реалии обыденной жизни или эксплуатируют темы социального протеста, «Король и Шут» сразу избрал совершенно иной путь. Андрей Князев создал своеобразный и, пожалуй, не имеющий аналогов в отечественном роке поэтический мир. На создание песен его вдохновляют образы и сюжеты традиционного русского фольклора – от классической сказки до исторического анекдота. Правда с сильным привкусом черного юмора.

Есть в творчестве группы «Король и шут» и композиция, в которой можно услышать одноименное стихотворение великого поэта.  Это песня под названием «Утопленник».

Пушкину сюжетом для стихотворения послужило старинное русское поверье о том, что людей, погибших в воде, необходимо хоронить по-христиански. А если этого не сделать, то призраки будут постоянно беспокоить живых, напоминая им о тяжком грехе. Именно это и произошло с одной крестьянской семьей, которая однажды обнаружила, что в их невод вместо рыбы попался утопленник. Когда об этом узнал глава семейства, то он попросту решил столкнуть труп обратно в реку, чтобы не утруждать себя ненужными хлопотами. «И мертвец вниз поплыл снова за могилой и крестом», — отмечает поэт. Согласно народному преданию, подобные проступки не прощаются ни небом, ни землей. Вот поэтому ночью покойник явился в дом к рыбаку, чтобы напомнить ему о бесчестии и нежелании предать тело утопленника земле. Естественно, что встреча с таким ночным гостем вызвала у рыбака настоящий ужас. Но исправить то, что произошло, он уже не смог. Именно по этой причине, как гласит народное поверье, «с той поры мужик несчастный в день урочный гостя ждет» и утопленник приходит к нему каждый год, являясь своеобразным напоминанием о том, что произошло.

Нельзя не упомянуть посвящение Пушкину в исполнении Юрия Шевчука и рок-группы ДДТ. Наверняка многие помнят эту невероятно мелодичную песню – «В последнюю осень».

Любовь к осени – не единственное, что объединяет величайшего поэта 19 века и нашего современного рок-классика. В творчестве Шевчука встречаются также тема Петербурга и тема Родины, близкие и «солнцу русской поэзии». Несмотря на то, что два века отделяют Юрия Юлиановича Шевчука и Александра Сергеевича Пушкина, мы ощущаем тесную связь временных и пространственных отношений, когда слушаем песни «ДДТ» и вспоминаем стихи Пушкина.

Альбом "Гимн чуме", 2019 г., Леонид Фёдоров группа «АукцЫон» и Игорь Крутоголов группа «Крузенштерн и Пароход»
Альбом «Гимн чуме», 2019 г., Леонид Фёдоров группа «АукцЫон» и Игорь Крутоголов группа «Крузенштерн и Пароход»

Совсем недавно, в 2019-м, Леонид Фёдоров, лидер петербургской рок-группы «АукцЫон» и Игорь Крутоголов, басист коллектива «Крузенштерн и Пароход» выпустили пластинку из 15 песен, текст к каждой из которых, сам того не зная, написал великий русский поэт Александр Пушкин. Альбом носит название «Гимн Чуме».

В альбоме Федорова и Крутоголова звучат и школьно-канони­ческие стихотворения вроде «Пророка» и «Памятника», и хрестоматийные фрагменты из «больших» произведений («Евгений Онегин», «Пир во время чумы»), и популярные в музыкальных переложе­ниях лирические «Талисман» и «Цветок». Наряду с ними – отрывки и наброски не печатавши­еся при жизни Пушкина. При кажущейся на первый взгляд разно­родности этих текстов из них складывается особый, «свой» Пушкин, в котором одновременно сохраняется пушкинская интонация, но звучит всё очень по-федоровски. Интерпретации классических текстов, как известно, больше говорят об их интерпре­таторах, чем о самих произведениях, но все же они заставляют по-новому взглянуть и на сам оригинал.

Последний трек в этом альбоме, пожалуй, самый неожиданный. Для него выбран редко цитируемый незаконченный стихотворный отрывок «Забыв и рощу, и свободу…», предположительно датируемый 1835–1836 годами. Некоторые исследователи называют этот текст последним стихотворением Пушкина. «Невольный чижик», напоминающий о хрестоматийной вольнолюбивой «Птичке», который умеет тешиться «живой песнью», даже «забыв и рощу, и свободу», — это ли не метафора внутренне освобождающего и живительного творчества?

Но, конечно же, не только мотивы Александра Сергеевича можно услышать в отечественной рок-музыке.

Сергей Есенин
Сергей Есенин

Великий русский поэт Сергей Есенин за свою короткую жизнь оставил огромное количество талантливо написанных поэтических произведений. А песни на стихи Есенина стали по-настоящему народными. Эти песни до сих пор поются многими. Большинство этих композиций, исполняемые в различных стилях, в том числе и отечественными рок-музыкантами, становятся хитами.

Секрет их популярности и актуальности, наверное, в том, что сам Сергей Есенин являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном для каждого слове.

Самая знаменитая рок-песня на стихи Сергея Есенина ­– «Я обманывать себя не стану». Несмотря на свой исповедальный характер, стихотворение Сергея Есенина про «озорного гуляку», написанное в 1922 году, не было серьёзно воспринято ценителями поэзии того времени. И лишь спустя десятилетия эти стихи, положенные на музыку довольно легкого содержания, превратились в популярный текст песни «Я московский озорной гуляка». Песня на музыку Сергея Сарычева, в исполнении легендарной рок-группы «Альфа» была впервые записана в дебютном одноименном альбоме, известном также под названиями «Гуляка» и «Расклейщик афиш», в 1983 году.

Вторым по известности произведением Есенина в исполнении рок-музыкантов является стихотворение «Да! Теперь решено. Без возврата…». Лирический и грустный стих был написан за три года до смерти поэта и стал пророческим. Анархо-панк рок-группа «Монго́л Шууда́н» не раз обращалась к творчеству поэта. Песня на этот стих Есенина называется «Москва» и была впервые записана в 1995 году для альбома «Чересчур». Музыку написал лидер рок-группы Валерий Скороде́д. Композиция стала необыкновенно популярной даже среди тех, кто далек от рок-музыки.

Второй сольный альбом рок-группы «Кукрыниксы» на стихи Сергея Есенина «Смерть поэта», 2013 г.
Второй сольный альбом рок-группы «Кукрыниксы» на стихи Сергея Есенина «Смерть поэта», 2013 г.

К творчеству Есенина среди прочих обращался и лидер рок-группы «Кукрыниксы» Алексей «Ягода» Горшенев. В 2012 году он записал свой первый сольный альбом «Душа поэта», а через год «Смерть поэта». В эти альбомы вошли двадцать четыре песни на стихи, охватывающие различные периоды творчества Сергея Есенина.

Так, песня «Дорогая» была создана Алексеем Горшенёвым на стих «Вечер черные брови насопил». Его поэт посвятил одной из своих любимых женщин – Анне Сардановской. Стих, написанный в последние годы жизни Есенина, исполнен болью и, одновременно, надеждой на то, что светлые воспоминания о былой любви останутся с ним навсегда. Не менее известна песня на стихи Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

Пожалуй, как никто из многих наших поэтов, Сергей Александрович близок рок-музыкантам. В русском роке всегда на первом месте был поэтический текст и смысловое восприятие. Русский рок без смысла – это попса под электрогитары.

Рок-группа «ЧайФ» также не обошла стороной поэзию Есенина и приняла участие в онлайн-фестивале «Юбилей хулигана», посвященном поэту. Коллектив исполнил кавер-версию песни «Клён» на стих «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…», записанную специально для сериала «По ту сторону волко́в».

Различные течения поэзии серебряного века также вдохновляют многих музыкантов.

Символизм был утвержден силами Валерия Брюсова, Константина Бальмо́нта, Дмитрия Мережко́вского, Зинаиды Ги́ппиус и других поэтов, несмотря на противостояние критики и читателей, которые считали символистов упадочными представителями современного человечества. Критика не смущала поэтов-декадентов, и они намеренно писали провокационные стихи, переплетая жизнь с искусством, произнося туманные речи о грядущем конце века и были особенно чувствительны к переменам.

Стихотворения символистов в большинстве своем напевны и музыкальны сами по себе. Возможно, поэтому они не так популярны среди рок-музыкантов. Например, на стихи Блока написаны, в основном, классические произведения и романсы. Но есть исключения.

Стихотворение Зинаиды Ги́ппиус «Иди за мной» было написано в 1895 году. Холодное, красивое и очень литературное. В том смысле, что не имело буквальной привязки к реальности. Умирать двадцатипятилетняя поэтесса в обозримом будущем не планировала. Адресата, которому предписывалось следовать за возлюбленной после ее скорой смерти, не существовало. «Никому, а всякий думал, что ему», – отметила Гиппиус на полях.

Поэты русского рока
Поэты русского рока : А. Крупнов, А. Князев, И. Черт, М. Борзыкин, В. В. Васинъ, А. Горшенев / cост. А. Соя. — СПб., 2004. — 445 с.

Спустя век, в конце 1996 года московский рок-музыкант Анатолий Крупно́в записал песню «Иди за мной». Огромный, бритый наголо кумир металлистов спел декадентские стихи прошлого века про лилии и таинственный обет. Это звучало так органично, будто то был его собственный текст. Даже группа не понадобилась. Давно тревожившая Крупнова мелодия с ее строгим медитативным рисунком потребовала лишь бас-гитары.

Умирать Анатолий в канун своего тридцатидвухлетия тоже не собирался. Для него эти стихи были одновременно литературой и музыкой, которую он услышал в них. Крупнову всегда была близка завораживающая мрачная интонация символистов. Раньше в его альбомах встречались песни на стихи Бодлера и Верхарна, а теперь ему оказалась созвучна меланхолия Гиппиус.

Но Крупнов вскоре умер. Умер неожиданно для всех. И смертью он будто купил право на эти стихи, мощно прозвучавшие за его гробом.

К концу первого десятилетия ХХ века возникло новое течение – акмеизм. Главными чертами хорошей поэзии акмеисты считали предельную ясность, конкретность и устремленность к жизни. Эти поэты заговорили о простых вещах. Однако нематериальный мир также не был чужд им. За их земными картинами виден духовный мир человека, который проявляется в неприметных, казалось бы, деталях, которых особенно много в стихах Анны Ахматовой.

В альбоме «Возлюбленная Шопена» 2005 года группы «Сурганова и Оркестр» звучат сразу две композиции на стихи поэтов-акмеистов. Это «Путник милый» Анны Ахматовой и «Я знаю женщину…» Николая Гумилева.

Еще одно важное поэтическое течение Серебряного века – эпатажный футуризм. Он зародился в Италии, однако русские футуристы говорили, что сами пришли к идее дать свободу словам и творить принципиально новое. Футуристы экспериментировали с языком произведений: меняли структуру предложений, ломали ритм стихотворения, добавляли необычные суффиксы к знакомым словам и изобретали новые «корнесловия». Экспериментаторы от музыки – группа «АукцЫон и Хвост» (Алексей Хвостенко) – в 1995 году записали на футуристические стихотворения Велими́ра Хле́бникова целый альбом – «Жиле́ц вершин». Стихи Хлебникова вдохновляют музыкантов и сейчас – именно они звучат в зажигательной песне «Свиристели» молдавской группы «Zdob și Zdub».

Ещё одна значимая фигура футуризма – всем известный поэт Владимир Маяковский, покоривший читателей контрастным сочетанием смелости поэтической формы и лиричности, откровенности содержания. Еще в Советском союзе группа «Песняры» создала на стихи поэта программу «Во весь голос». А любители русского рока, безусловно, слышали Маяковского в исполнении группы «Сплин».

Творчество Марины Цветаевой нельзя отнести, пожалуй, ни к одному из течений Серебряного века – настолько самобытен язык ее стихотворений. Отбросив рассуждения о многообразии тем цветаевской поэзии и о том, какие разные музыкальные коллективы ею вдохновлялись, просто перечислим названия песен: Александр Ивано́в и песня «Я зову дождь» на стихотворение «Милый друг, ушедший дальше, чем за́ море», группа «Мельница» и песня «Богиня Ишта́р» на стих «От стрел и от чар», «Сурганова и Оркестр» с песней «Морская» на стихотворение «И что тому костер остылый».

Уже упомянутый нами Юрий Шевчук исполнял песню «Всюду бегут дороги». Музыку для цветаевского стихотворения написал советский композитор Андрей Петров, и изначально она звучала в сериале «Петербургские тайны» в исполнении Николая Караченцева.

Диана Арбенина, группа "Ночные снайперы"
Диана Арбенина, группа «Ночные снайперы»

Наибольшее количество песен на стихи русских классиков ХХ века мы обнаружили в совместном творчестве рок-певиц Дианы Арбениной и Светланы Сургановой в группе «Ночные Снайперы», а также в последующем индивидуальном творчестве каждой из исполнительниц.

Совместно в группе «Ночные снайперы» Диана Арбенина и Светлана Сурганова исполнили песню «Сохрани мою тень» на стихи Иосифа Бродского, эта песня попала в альбом 1999 года «Детский лепет». После ухода Сургановой группа «Ночные Снайперы» записала песню «Я сижу у окна» также на стихи Бродского, которая вошла в альбом «Тригонометрия» 2004 года. На концертах Дианы Арбениной звучит и «Реквием» на одноименное стихотворение Марины Цветаевой.

Группа «Сурганова и Оркестр» исполняет песни «Неужели не я» на стихи Бродского, «Мне нравится» на стихи Цветаевой, «Я знаю женщину» на стихотворение Николая Гумилева и «Ленинград» на стихи Мандельштама.

Насыщенность цитатами из русской классики − характерная черта русской рок-поэзии. Ярчайшим примером того, где игра цитатами – главное средство создания образности, является творчество Александра Башлачёва. Многообразное и выдающееся, оно стало настоящим достоянием отечественной рок-поэзии. Наиболее интересным для исследователей является стихотворение «Не позволяй душе лениться». Оно дублирует название и первую строку стихотворения Николая Заболоцкого. А как известно, заголовок часто отражает главную идею произведения.

На первый взгляд, первые строки стихотворений Заболоцкого и Башлачёва одинаковы. На самом же деле у одного первое предложение – простое, самостоятельное, побудительное. Оно является основным тезисом стихотворения. По мнению Заболоцкого, очень важно постоянно духовно совершенствоваться. Чтобы подчеркнуть это, Заболоцкий использует лексический повтор «и день, и ночь, и день, и ночь».

Доманский Ю. Русская рок-поэзия
Доманский, Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст / Ю. В. Доманский. — М., 2010. — 228 с.

А теперь обратим внимание на четверостишие Башлачёва. Оно начинается точно также, однако самостоятельным предложением, как у Заболоцкого, первая строка здесь не является. Она входит в состав сложного предложения, вторая часть которого усиливает призыв к духовному труду, выраженного в первой части. Но на этом кажущееся смысловое сходство у двух поэтов заканчивается. Потому что, как поет дальше Башлачев, трудиться надо не везде и не всегда, а на … «производстве кирпича». Появление научно-производственной лексики сразу же меняет весь смысл стихотворения Башлачёва. Главным становится физический, а не духовный труд. В строчках его скрыты ирония и сарказм. В советское время считалось, что на первом месте в жизни человека должен стоять общественно-полезный и физический труд – «производство кирпича», и каждая «душа» должна была работать именно в этой сфере.

Далее Башлачёв цитирует отрывок под названием «Зимнее утро» из «Евгения Онегина». Кстати, по мнению исследователей, творчество Пушкина занимает одно из первых мест по количеству цитат в поэзии А. Башлачёва. Итак, тезка русского поэта в своем стихотворении «Не позволяй душе лениться» использует пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!», но ставит тире между фразами, которое сразу упрощает всё предложение. А затем предлагает свое развитие сюжета, добавляя: «для фрезеровочных работ», что, конечно же, резко меняет смысл пушкинских строк. Главной в стихотворении Башлачёва стала идея о необходимости работать на производстве в такой чудесный день, а не любоваться природой.

Ликует люд в трамвае тесном.
Танцует трудовой народ.
Мороз и солнце – день чудесный
Для фрезеровочных работ.

В следующих строфах этого стихотворения можно увидеть несколько непрямых цитат из стихотворения Александра Блока «В огне и холоде тревог», романса Владимира Чуевского «Гори, гори, моя звезда», стихотворений Пушкина «К Чаадаеву», «Стансы», драмы «Борис Годунов», стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая», Рязанова из «Песенки о погоде». Лирический герой стихотворения Башлачева – полная противоположность официального героя советской эпохи. Он хочет свободно заниматься творчеством, создавая не то, что нужно советской идеологии, а то, что угодно его душе, однако она «обязана трудиться на производстве кирпича».

Группа "Ундервуд"
Группа «Ундервуд»

Теперь предлагаем рассмотреть поэтику использования «чужого слова» в текстах группы «Ундерву́д», чьи которой буквально изобилуют цитатами из различных источников, причем самых разных. Это и сакральные тексты, такие как Библия, и классическая литература (не только русская, но и зарубежная), и тексты поп-культуры второй половины XX века, а также советская детская литература, советская эстрадная песня и даже современные тексты других рок-исполнителей. При этом механизм цитирования у «Ундервуда» обладает следующей особенностью. «Чужое слово» попадает в контекст, из которого оно стилистически или семантически выбивается и выглядит инородным элементом.

Например, в песне «Это судьба» после описания панибратских отношений с Богом, за спальней которого незаметно наблюдает лирический герой, следуют трансформированные цитаты сразу из трех классических произведений: романа «Ночь нежна» Фицджера́льда, стихотворений «Пророк» Пушкина и «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова, тесно умещенных всего в две строчки:

Но мы потихоньку шпионим за ним
И это его веселит
Ночь нежна, шестикрыл Серафим
И звезда звезде говорит:
Это судьба.

Можно найти в песнях «Ундервуда» и обратный вариант, когда цитаты из поп-культуры или современные тексты попадают в окружение лексики «высокой» стилистики. Так, в песне «Черный Пьеро» лирический субъект, сначала сравниваемый с Орфеем в аду, шепчет, что «без строчки я ни дня», используя в своей речи трансформированный фразеологизм «Ни дня без строчки», изначально приписываемый Плинию Старшему, но большую популярность получивший только в советское время, после выхода одноименной книги Юрия Оле́ши. В результате такого словесного сочетания лирический субъект предстает то ли современным Орфеем, то ли усердным членом Союза писателей.

Иногда в песнях «Ундервуда» наблюдается несоответствие эмоциональной окраски цитаты и предмета разговора. Например, о «высоких» предметах говорится с помощью, казалось бы, не подходящих цитат. Так, строка из детского стихотворения Маршака «Ищут пожарные, ищет милиция», с которой начинается песня «Как звали парня?», меняет образ Христа, о котором идет речь, превращая его из Сына Божия в самоотверженного, но вполне земного героя.

И еще немного об «Ундервуде»…

В первом куплете композиции «Кровавая Мэри» использованы цитаты из песенки сеньора Помидора, звучащей в советском мультфильме «Чиполлино» по сказке Джани Родари и из песенки герцога в опере «Риголе́тто». Эти приемы сразу же нивелируют романтизацию любви:

И так сладко бьется красный мотор,
Разбуди во мне зверя, сеньор помидор.
Но сердце красавицы склонно к утратам,
Сердце красавицы много не весит:
Десять каратов, двадцать каратов,
Розовый крест, голубой полумесяц.

Цитаты, которые использует «Ундервуд», в какой-то момент потеряли связь с источником и превратились в своего рода крылатые фразы. А при смешении стилистических пластов контексты, изначально воспринимаемые как контрастные, перестают восприниматься как «высокое» и «низкое», ставя понятия, обычно относимые к этим категориям, в один ряд. Это приводит к созданию качественно нового смыслового целого.

Говорить о вариантах использования поэзии в русском роке можно, конечно, еще долго. Да и не только поэзии. Обращались рок-музыканты и к прозе, но об этом – в другой раз.

Будьте внимательны не только к музыке, но и к текстам. Уверяем, ваш ждет много открытий, если вы зададитесь целью их найти. Ведь музыканты – люди творческие. А если вы хотите узнать, как звучат произведения классиков в оригинале или открыть для себя авторские тексты современных рок-поэтов – мы всегда ждем Вас.

Читайте книги. Слушайте хорошую музыку и открывайте всю глубину ее смысла.

Литература о русской рок-поэзии