Top.Mail.Ru
Керамика. Предмет интерьера или что-то большее?

Керамика. Предмет интерьера или что-то большее?

 

В повседневной жизни нас окружает множество вещей, которые давно стали обыденными и привычными. А ведь некоторые из них появились несколько тысячелетий назад! Например, керамика. О ней мы сегодня и поговорим.

Изготовление глиняного кувшина. Фото с портала КультураРФ
Изготовление глиняного кувшина. Фото с портала Культура.РФ

Слово «керамика» произошло от греческого «керамос», то есть глина. Керамика является одним из первых материалов, созданным человеком путём обработки природного сырья. Древнейшие керамические изделия дошли до нас благодаря тому, что обожженная глина не подвержена атмосферным влияниям. Например, найденной на территории Чехии фигурке Венеры Вестоницкой – более 25 тысяч лет!

Глина неспроста служит древнейшим символом творчества и творения. Этнограф и историк религии Джеймс Джордж Фрэзер обнаружил, что сюжет про сотворение человека из глины есть в мифах народов со всех частей света, от Океании до Аляски.

Венера Вестоницкая. Фото опубликовано в Википедии
Венера Вестоницкая. Фото опубликовано в Википедии

В эпоху неолита керамика стала неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур. Первоначально керамические изделия формировались вручную и представляли собой всевозможные предметы быта – сосуды, грузила, горшки… По одной из гипотез, прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетённая из лыка и веток, обмазанная глиной для прочности.

Первые глиняные изделия мастера лепили, раскатывали в виде жгутов, плотно примазывая друг к другу и укладывая их в виде горшка, просушивали на солнце и запекали в кострах.

Прорывом в технологии стало появление гончарного круга в III тысячелетии до н.э. Это значительно упростило процесс формовки изделий, позволив быстро изготавливать посуду с гораздо более тонкими стенками.

С появлением оседлого образа жизни керамика стала получать всё большее распространение, а мастерство работы с глиной стало совершенствоваться. От простых форм стали переходить к более сложным и удобным, появившийся орнамент тоже стал усложняться. Узоры постепенно становились многоцветными.

Кстати, изначально первобытные орнаменты наделялись магическим значением. В их основе была передача явлений природы – воды, луны, солнца, огня и ветра. А в дальнейшем нанесение узоров на изделие стало носить только декоративно-прикладной характер.

Со временем помимо посуды из глины стали делать лепные статуэтки людей и животных, украшения и строительные материалы. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приёмами формовки и обжига, совершенствовали технологии производства, а также всё больше внимания начали уделять художественной ценности изделий и оформлению росписи.

Постепенно появлялись новые виды керамики: фарфор, фаянс, майолика, шамот, керамогранит.

Стоит отметить, что успех и популярность керамики обусловлены несколькими факторами. Во-первых, доступностью. Найти глину можно практически в каждой местности. Во-вторых, она очень пластична, ей можно придать абсолютно любую форму и размер. В-третьих, керамика относительно проста в изготовлении. Согласитесь, вылепить простейшую посуду из глины, размяв глиняный ком и выдавив в нём углубление, не так уж и трудно. Все эти факторы способствовали широкому распространению и использованию керамики по всему миру.

Изготовление традиционной посуды в Буркина-Фасо, Западная Африка
Изготовление традиционной посуды в Буркина-Фасо, Западная Африка. Фото с сайта Great Ceramics
Кувшин для воды (1992 г.), автор Tani Baba, страна Нигерия (западное побережье),
Кувшин для воды (1992 г.), автор Tani Baba, Нигерия. Фото с сайта Great Ceramics
Бутыль (первая половина 20-го века), автор Buma, страна Республика Конго
Бутыль (первая половина XX в.), Республика Конго. Фото с сайта Great Ceramics

По изделиям гончарного производства можно даже изучать историю и проследить уровень промышленного развития той или иной страны. Например, народы некоторых племён Центральной Африки ещё в начале XX века изготавливали горшки без гончарного круга, от руки, высушивая их сначала на солнце, а затем производя обжиг с помощью подожжённой соломы, которой предварительно обкладывали изделия внутри и снаружи.

Бургонская ваза - самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Опубликовано на сайте Ярмарка Мастеров
Бургонская ваза — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Опубликовано на сайте «Ярмарка Мастеров»

А вот в Китае гончарное ремесло, известное ещё за 2000 лет до н. э., развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, секрет которого не могли разгадать веками.

Говоря об истории керамики, нельзя, конечно, не упомянуть античные амфоры, вазы и кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. Древние греки рисовали на них целые истории из мифов и сценки повседневной жизни. Этой теме можно посвятить не одну исследовательскую работу, но мы продолжим наш краткий исторический обзор и перейдем к Европе.

В Европе гончарное производство до VIII века находилось в упадке. Толчок его развитию дали испанские мавры. Тогда же здесь появились изделия, покрытые глазурью. Например, глазурованными плитами делали облицовку стен, а также выстилали полы. Шедевры той эпохи и сейчас можно встретить в Гранаде, Альгамбре и Алькасаре. Но особенно популярной керамика, покрытая цветной глазурью, стала в эпоху Ренессанса.

Пьятто ди помпа. Гораций Коклес, защищающий мост. Роспись блюда. Майолика. Урбино. 1542. Опубликована в Википедии
Пьятто ди помпа. Гораций Коклес, защищающий мост. Роспись блюда. Майолика. Урбино. 1542. Опубликовано в Википедии

К концу XVI века появилась майолика. Ее черепки отличались прочностью и пористостью и поэтому покрывались двумя глазурями. Сначала шло покрытие непрозрачной глазурью, содержащей олово, а затем прозрачной – с добавлением свинца. Декорировали майолику по сырой глазури.

Тосканские фабрики дали начало новой отрасли гончарного производства: выделке фаянса. Свое название материал заимствовал от города Фаэнца, считавшегося тогда центром производства итальянской керамики. Фаянсовые изделия сначала обжигались слабым огнём, потом покрывались белой поливой, на ней делались живописные рисунки и после этого изделия подвергались вторичному, более сильному, обжигу.

Блюдо Бернара Палисси. XVI в. Фото
Блюдо Бернара Палисси. XVI в. Фото с сайта LiveInternet

Во Франции гончарное производство начало развиваться после упадка его в Италии. Так, во второй половине XVI века французский естествоиспытатель Бернар Палисси изобрёл печь для обжига эмалированной глиняной посуды, ни в чём не уступающей итальянской. При этом отделывались французские глиняные изделия расписными барельефами голубого, жёлтого, серого и фиолетового цветов.

В Германии тем временем была распространена каменная керамика. Период зарождения ее производства приходился также на XVI век. При создании такой керамики глину смешивали с полевым шпатом и обжигали при температуре 1200 градусов. В итоге получались достаточно прочные черепки без пор. В Зигбурге производилась белая керамика, а в Ререне – окрашенная. Но уже в начале XVII века из-за шведской оккупации производство керамики в этих городах было остановлено.

Прославилась немецкая керамика веком позже благодаря фарфору фирмы Мейсен, история появления которого насчитывает не одно столетие. В Европе фарфор стал известен благодаря венецианцу Марко Поло в XIII веке. Китайская посуда, привезенная путешественником, так влюбила в себя европейцев, что увлечение фарфором превратилось в одержимость. Но статуэтки и тарелки из Поднебесной стоили непомерно дорого. Европейские мастера несколько веков пытались получить рецепт этой тонкой изящной керамики. Наконец, вскоре после открытия алхимиком Иоганном Бёттгером секрета изготовления твердого фарфора, в 1710 году в Европе была открыта первая фарфоровая мануфактура в городе Мейсен. И практически сразу же мейсенский фарфор стал для Европы и России предметом культа. Среди заказчиков были Екатерина II, граф Строганов, князья Юсуповы, Карл Фаберже и многие богатейшие семьи и коронованные особы Европы.

Чашка с блюдцем. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1715-1725 гг. Фото с сайта Лермонтов
Чашка с блюдцем. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1715-1725 гг. Фото с сайта антикварной площадки «Лермонтов»

 

 

 

Ваза с цветочным орнаментом. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1735 г.
Ваза с цветочным орнаментом.  Около 1735 г. Фото с сайта «Лермонтов»
Статуэтка «Лисенок». Создана по модели И. Кендлера. Meissen. XIX в.
Статуэтка «Лисенок». Создана по модели И. Кендлера. Meissen. XIX в. Фото с сайта  антикварной площадки «Лермонтов»

Фабрика пережила все кризисные времена и выпускает фарфор по сей день.

В Англии гончарное производство стало развиваться в XVII веке с приходом фламандских гончаров, которые были изгнаны по религиозным причинам из своей страны.

Тарелка из сервиза с зелёной лягушкой, Веджвуд, собрание Государственного Эрмитажа. Сервиз, заказанный Екатериной II. Википедия
Тарелка из сервиза с зелёной лягушкой, Веджвуд, собрание Государственного Эрмитажа. Сервиз был заказан Екатериной II. Опубликовано в Википедии

Пиком расцвета английской керамики стало появление фирмы Веджвуд. Её основатель, знаменитый английский мастер-керамист Джозайя Веджвуд в 1730 году изобрёл способ подражания керамики яшме и базальту, разработал новые составы глины, а также способы ее окрашивания и закалки, и значительно усовершенствовал каменные и фаянсовые изделия. Веджвудский фарфор до сих пор высоко ценится во всём мире.

Кроме того, англичане с XVIII века умели изготавливать фаянс разной прочности.

Известен был и английский костяной фарфор, который состоял из каолина, полевошпатных и кварцевых пород, а также золы из костей животных.

Так, сервизы из костяного фарфора мануфактуры Spode отличались тонкостью, белизной с тёплым сливочным оттенком и удивительной прозрачностью. При этом по прочности они превосходили китайские аналоги, на которые тогда равнялись европейские производители. С 1815 года все крупные фабрики Англии перешли на костяной фарфор. А до середины XX века это была вообще единственная страна, где он производился. Неудивительно, что долгое время костяной фарфор назывался просто английским.

Английский (костяной) фарфор фирмы Royal Worcester. Фото с сайта Ярмарка мастеров
Английский (костяной) фарфор фирмы Royal Worcester. Фото с сайта «Ярмарка мастеров»

Так в самых общих чертах выглядит краткая история керамики в Европе.

А как обстояли дела в России?

На Руси было хорошо развито гончарное ремесло. Одной из отраслей древнерусского гончарства считается изготовление поливной посуды, остатки которой находят на раскопках городищ.

Поливну́ю посуду отличает пятнистая полива с чередованием коричневого, зеленого и желтого цвета. Такой стиль был популярен вплоть до XVI-XVII веков.

В Пскове же была распространена муравленная черепица. Ей покрывали крыши православных храмов. Вероятнее всего, от нее и пошли облицовочные плитки и изразцы. Сегодня памятники этой глазурованной керамики можно встретить на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Из нее сделаны древние надгробия священников, а также галереи, вмурованные в стены. Псковская керамика отличается не только крепкими физическими свойствами, но и интересными формами.

Как народное искусство керамика стала активно развиваться в России с XVII века. Наиболее известные художественные промыслы были и остаются по сей день в Гжели, Скопине и Дымковской слободке. Мастера-гончары создавали нарядную посуду, украшенную сюжетной росписью или орнаментом. Для каждой местности были характерны свои цвета, узоры и манера исполнения.

На Владимирской земле одним из центров гончарного посудного производства было село Коровино Меленковского уезда.

Коровинская чернолощёная посуда была хорошо известна своей простотой и функциональностью: пищевые горшки различной емкости, молочные крынки, плошки, кружки, квасники, корчаги и бочата для солений и т.д. При изготовлении всего этого разнообразия мастера изначально использовали ручной гончарный круг и ручную лепку.

Крынка, середина XX в. Фото с официального сайта Муромского историко-художественного музея
Крынка (с. Коровино, середина XX в.) Фото с официального сайта Муромского историко-художественного музея
Кацея, 1990 г. Мастер В. П. Караваев. Фото с официального сайта Муромского историко-художественного музея
Кацея (с. Коровино, 1990 г.) Мастер В. П. Караваев. Фото с официального сайта Муромского историко-художественного музея

С конца же XIX века коровинскими гончарами стал применяться ножной гончарный круг, обусловивший переход к новой гончарной технике.

В XX веке началось производство светлоглиняных изделий, покрытых цветной контрастной глазурью. Постепенно светлоглиняная посуда вытеснила чернолощёную. Ее начали продавать на базарах и ярмарках в разных городах Владимирской губернии и даже за ее пределами. Она нравилась покупателям прочностью обжига, сдержанным декором, удобством и разнообразием форм.

Вплоть до начала XX века коровинские гончары делали и лепные игрушки. Часто женщины и подростки вручную лепили фигурки птиц, коней, медведей и баранов. Затем игрушки раскрашивались масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен.

Пивные кружки, сделанные в мастерской Малаховых (с. Коровино, 2010 г.). Фото А. Г. Кулешова. Опубликовано на сайте Культура.рф
Пивные кружки, сделанные в мастерской Малаховых (с. Коровино, 2010 г.). Фото А. Г. Кулешова. Опубликовано на сайте Культура.рф

 

Традиционная керамическая мастерская, с. Коровино, 2003 г. Фото с сайта Муромского историко-художественного музея
Мастерская ( с. Коровино, 2003 г.) Фото с сайта Муромского историко-художественного музея

Сегодня традиции гончарного ремесла в селе Коровино сохраняет семья Малаховых. Она создала домашний гончарный цех, бережно передавая ремесло из поколения в поколение.

Центром изготовления глиняных игрушек был и Ковровский район. Гончарный промысел процветал здесь уже в XII-XIV веках. Достаточно дешевая, непритязательная, но разнообразная по формам и сюжетам, ковровская глиняная игрушка была неотъемлемой частью крестьянского и городского мещанского быта.

Гончарный промысел сохранялся и получал новое развитие на территории Ковровского района на протяжении столетий, вплоть до начала XX века.

Ковровская глиняная игрушка. Фото с официального сайта фабрики
Ковровская глиняная игрушка. Фото с официального сайта фабрики

Сегодня работу по возрождению старинного промысла проводит Фабрика «Ковровская глиняная игрушка», которая была создана в 1993 г. Особенность современной ковровской игрушки в том, что отдельные жанровые композиции можно объединять и достраивать, отражая бесконечность реального мира.

Гончарное дело долгое время было важным и почётным промыслом. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось, хотя играло в основном утилитарную роль.

С расцветом археологии во второй половине XIX века керамика оказалась важнейшим свидетельством материальной культуры человечества: ее стали изучать и коллекционировать. С этого же времени различные художественные течения, включая «Искусства и ремесла» в Британии и Абрамцевский кружок в России, увлеклись декоративными произведениями и открыли для себя лепку и гончарное мастерство.

Многие признанные художники были также хороши в работе с майоликой, фаянсом, глазурью и фарфором. Михаил Врубель, Константин Сомов, Александр Головин, Фернан Леже, Жоан Миро, Пабло Пикассо создавали керамические шедевры, которые хранят музеи по всему миру. Керамика поменяла свой статус и, перестав быть исключительно ремеслом, стала искусством, родственным скульптуре и даже архитектуре.

Керамика Пабло Пикассо. Опубликована на сайте ITerra
Керамика Пабло Пикассо. Опубликована на сайте «ITerra»

Так, Пабло Пикассо керамика захватила во второй половине 1940-х годов, когда ему было уже за 60. К ней художник обратился в счастливый период своей жизни: закончилась война, и он был влюблен в художницу Франсуазу Жило. С ней в 1946 и 1947 гг. Пикассо какое-то время жил на юге Франции в Антибе, в Гольф-Жуане, совсем рядом с которым находится деревенька Валлорис, название которой переводится как «золотая долина». Почва этих мест богата глиной, и здесь издавна занимались производством посуды, но к приезду художника почти все мастерские пришли в упадок и закрылись, кроме одной – Мадуры, принадлежавшей Сюзанне и Жоржу Рамье.

Пикассо жил и работал в Валлорисе с 1948 по 1955 год, положив начало его возрождению как керамического центра. В знак особенной признательности в 1950 г. местные жители объявили Пикассо почетным гражданином города.

Как художник-керамист Пикассо расписывал лаконичные по форме блюда и тарелки, целиком игнорируя их утилитарное назначение и превращая их в основу для живописи. Несколько виртуозных движений кисти – и появляется лицо, цветок, сова, бык на арене… За всё время своей работы Пикассо создал более трех тысяч керамических произведений, многие из которых тиражировались. Количество отпечатков в тираже могло колебаться от 25 до 500 экземпляров. Сегодня керамика художника является гордостью коллекций многих музеев мира и частных собраний.

Кстати, о музеях…

Большинство национальных керамических коллекций находятся в исторических или художественных музеях и зачастую являются частью коллекций декоративно-прикладного искусства. Тем не менее, существуют и специализированные музеи керамики, некоторые из которых посвящены керамическому искусству конкретной страны, региона или производителя, в других же представлены международные коллекции. Кроме того, достаточно часто работают музеи непосредственно при керамических заводах и фабриках.

Мария Колосовская
Мария Колосовская и её вазы из серии «108». Фото журнала VOGUE (Россия)

Сегодня, в эпоху массового производства, процесс перехода керамики из мира декоративно-прикладного искусства на территорию современного арт-пространства состоялся окончательно. В эпоху глобализации и виртуализации многие художники берутся за глину как за нечто материальное, вполне осязаемое и понятное.

По словам художницы Марии Колосовской керамика может быть, как искусством, так и ремеслом: все зависит от мастера.

Современные керамисты любят глину за возможность экспериментировать и исследовать различные техники. Большинство из них предпочитают создавать аутентичные изделия, подчеркивая натуральность материала.

Крупные модные бренды в свою очередь также все чаще выпускают коллекции керамики.

Так, летом 2021 года креативный директор парижского дома высокой моды Yves Saint Laurent Энтони Ваккарелло представил совместный проект с художницей-керамисткой Матильдой Мартен. Источником вдохновения для него послужил ботанический сад Мажорель в Марракеше, а результатом стала коллекция ваз и тарелок из бордового песчаника разных форм и оттенков – от ярко-красного до фиолетово-черного.

Ваза из коллекции Saint Laurent. Опубликовано на официальной странице модного дома Saint Laurent
Ваза из коллекции Saint Laurent. Опубликовано на официальной странице модного дома Saint Laurent
Ваза из коллекции Saint Laurent (2). Опубликовано на официальной странице модного дома Saint Laurent
Ваза из коллекции Saint Laurent (2). Опубликовано на официальной странице модного дома Saint Laurent

Украшения из керамики являются и ювелирным трендом последних лет. Знаменитые модные дома успешно используют ее в своих коллекциях. Cartier, Dior, Fendi, Rado, Chanel применяют керамику в своих украшениях и наручных часах, объединяя природные и высокотехнологичные материалы.

Интерес к керамике не обошел стороной и российские марки: так, в 2020 году московский бренд WOS выпустил совместно с художницей Светланой Мамонтовой и ее студией Lota Lota коллекцию белых керамических тарелок с неровной фактурой, золотым кантом по краю и золотой надписью WOS на дне. По словам дизайнера Андрея Артёмова коллекция стала логичным продолжением собственного пространства, созданного маркой.

Тарелка из совместной коллекции марки WOS и студии Lota Lota. Фото с сайта журнала Esquire
Тарелка из совместной коллекции марки WOS и студии Lota Lota. Фото с сайта журнала Esquire
Тарелки из совместной коллекции марки WOS и студии Lota Lota. Фото с сайта журнала Esquire
Тарелки из совместной коллекции марки WOS и студии Lota Lota. Фото с сайта журнала Esquire

Достоинством керамики по-прежнему является ее доступность. Изделия из глины можно подобрать в любом ценовом сегменте. Кроме того, они создают в доме уют, в них приятно готовить, удобно хранить продукты, а разнообразие декоративных форм поможет украсить любой интерьер.

Есть среди любителей керамики и заядлые коллекционеры. Например, многие любят собирать миниатюрные модели керамических домиков. Причин такого увлечения много: кого-то привлекает образ уютного очага, придуманный художником, некоторым нравится миниатюрность реалистичных моделей, а для кого-то это способ визуализировать свою мечту. Есть даже мнение, что такие домики созданы не только для украшения интерьера, но и заряжены на решение жилищных вопросов.

Декоративные домики-малыши от Анны Новицкой
Декоративные домики-малыши от Анны Новицкой. Фото с сайта «DishWishes»
Домик-подсвечник из Прибалтики. Фото из интернет-магазина "Старая Нарва"
Домик-подсвечник из Прибалтики. Фото из интернет-магазина «Старая Нарва»

Чаще всего керамические домики привозят из Европы. В сувенирных магазинах или на рождественских ярмарках здесь можно встретить как сказочные домики, созданные фантазией художников, так и точные копии реальных зданий. Последние продаются по отдельности или коллекциями, представляя собой копии настоящих улиц. Маленькие фарфоровые домики высотой 5-6 см имеют номера и таблички как на настоящих домах, и при желании можно собрать у себя дома целые европейские кварталы. Каждый домик аккуратно вылеплен и раскрашен мастером вручную. Их не штампуют, а творят, вкладывая душу и создавая уникальные произведения.

Фарфоровые копии Пражских домов. Фото с сайта Ярмарка мастеров
Фарфоровые копии Пражских домов. Фото с сайта «Ярмарка мастеров»

Кроме копий реальных зданий популярностью пользуются и домики-подсвечники, создающие теплую атмосферу и настоящий уют.

Формовка глины на гончарном круге. Опубликовано в Википедии
Формовка глины на гончарном круге. Опубликовано в Википедии

Желание создать что-то своими руками, выразить себя через творчество или просто отвлечься от повседневной суеты приводит многих на курсы гончарного мастерства. Спрос рождает предложение – сегодня появилось множество вариантов различных мастер-классов и занятий по лепке из глины, а в интернете можно найти огромное количество обучающих видео и статей с советами начинающим гончарам.

В современном мире главным показателем того, что явление становится массовым трендом, считается популярность в социальных сетях. И здесь цифры, безусловно, впечатляют. Только вдумайтесь, у хештега #pottrey (гончарное дело) в TikTok сейчас около 5 миллиардов просмотров, а у #ceramics (керамика) – 2,7 миллиарда.

Многие показывают процесс создания маленьких керамических шедевров на своих интернет-страницах.

Глазурованые кружки Дакса Ньюмана. Цена 45 долларов. Фото из интернет-магазина автора
Глазурованные кружки Дакса Ньюмана. Цена 45 долларов. Фото из интернет-магазина автора

Например, юный гончар из Калифорнии Дакс Ньюман ведет аккаунт в TikTok, где он выкладывает видео о том, как создает керамические изделия на гончарном круге, обтачивает и покрывает их глазурью, а также показывает свою крошечную студию. Дакс собрал уже почти 6 миллионов подписчиков. Обычно гончар записывает короткие ролики, показывающие фрагменты работы. Почти все изделия тиктокера можно купить на сайте его керамического проекта: кружки и вазы стоят в районе $15−30, но быстро заканчиваются, ведь все товары гончар делает вручную и совсем небольшими тиражами. Пожалуй, это отличный пример того, как можно зарабатывать на любимом занятии.

Премия LOEWE Craft Prize. Фото с официального сайта премии
Премия LOEWE Craft Prize. Фото с официального сайта премии

Кстати, с 2016 года испанская марка Loewe во главе со своим креативным директором Джонатаном Андерсеном проводит премию для ремесленников планеты – Loewe Craft Prize, в рамках которой поддерживает разные направления ручного мастерства, и нередко это именно керамика. Так что если ремесла – ваш конёк и вы умеете делать что-то необычное, но при этом невероятно красивое, собирайте портфолио и отправляйте Джонатану на оценку.

А мы на этом заканчиваем наш небольшой керамический экскурс…

В завершение хочется отметить, что керамика – одно из древнейших изобретений человечества, по-прежнему остаётся неотъемлемой частью нашей жизни. Несомненно, за прошедшие столетия область ее применения значительно расширилась: сегодня керамика используется в промышленности, науке, строительстве, технике и медицине. Но мы точно так же, как и древние люди, едим из керамических тарелок и храним пищу в керамических емкостях. А для художников и дизайнеров глина по-прежнему остается тем «белым листом», с помощью которого они воплощают свои творческие замыслы.

Будьте смелее, изучайте новое, творите, лепите и не забывайте, что еще больше о мире керамики можно узнать из книг и журналов, которые есть в нашем фонде.

Литература о керамике в фонде библиотеки