Жизнь довольно сложная штука. Она полна трудностей. Нам всё время приходится подстраиваться под изменяющиеся условия, поэтому иногда мы хотим отвлечься от неприятной реальности. И, конечно, это нормально – искать в жизни что-то приятное, когда происходящее вокруг нас не устраивает. Причем эта способность заложена в нас с самых ранних лет.
Многие дети одушевляют игрушки, придумывают сказочных друзей и вымышленные города. Так, с помощью воображения, ребенок справляется со страхами, учится преодолевать трудности, объясняет себе то, что пока не может понять или просто отдыхает от школьной рутины.
Жизнь взрослых отличается лишь способами бегства от неприятной реальности. Конечно, они не заводят себе воображаемых друзей, но вместо этого взрослые читают книги, смотрят сериалы, занимаются медитацией или находят другие приятные для себя занятия, позволяющие снизить уровень стресса.
При этом большинство из нас даже не догадывается, что подобная практика называется эскапизмом и именно она позволяет нам сохранять свое ментальное здоровье.
Но что понимается под этим термином? Всегда ли эскапизм – благо? И при чем тут книги? Попробуем разобраться.
Понятие «эскапизм» произошло от английского слова escape, означающего побег.
Сегодня этот термин используется при описании явлений в культуре, социологии, литературе, психологии и психиатрии. В каждой из этих дисциплин его определяют по-своему, но в целом это явление рассматривается как уход или бегство, независимо от уточнений – куда и откуда.
Однако чаще всего к данному термину обращаются психологи, считающие эскапизм одним из психологических адаптационных механизмов, который помогает снизить уровень переживаний. Ведь для большинства людей бегство от реальности – это бегство спасительное: от стресса, кризисных ситуаций, собственного бессилия, негатива и других малоприятных ощущений из спектра человеческой психики.
В основе эскапизма лежат базовые физиологические механизмы, способствующие выделению одного или нескольких веществ – окситоцина, дофамина, эндорфина. Именно поэтому все виды деятельности, которые человек использует для ухода от реальности, позитивно влияют на настроение и эмоции, а также помогают — пусть на время — почувствовать себя лучше и расслабиться. Так психика получает шанс восстановиться.
Эскапизм не считается патологией, часто это естественная реакция на тяжелые или пугающие события. Лишь в некоторых случаях — когда стремление уйти от проблем становится навязчивым, — эскапизм может стать проблемой.
Ведь можно привыкнуть уходить от реальности всякий раз, когда она начинает причинять сильный психологический дискомфорт. В конечном итоге это приводит к снижению продуктивности, ухудшению качества работы, отказу от попыток решать жизненные проблемы и разбираться со своими эмоциями и чувствами. В результате трудностей становится всё больше — так как не предпринимается ничего, чтобы их побороть, — психологическое давление усиливается и это приводит к срыву.
Склонность к эскапизму может стать и причиной развития более серьезного деструктивного поведения. Человек привыкает бесконтрольно тратить деньги, становится зависимым от психоактивных веществ, азартных игр, социальных сетей, и наносит в конечном итоге вред своему физическому и психологическому здоровью.
Наконец, бесконтрольный эскапизм может негативно сказаться на социальной и личной жизни человека. Склонные к нему люди иногда сводят до минимума общение даже с самыми близкими.
А еще эскапизм тесно связан с таким понятием как сублимация. Разница между двумя этими явлениями заключается в том, что эскапизм берет начало из конфликта с внешним миром, а сублимация подразумевает проработку нерешенных проблем, связанных с внутренним миром человека. При этом при сублимации человек не просто ищет спасение в приятных ему вещах, а переносит свои внутренние переживание из одной сферы в другую. Например, при накопившейся агрессии или неудовлетворении сексуальных потребностей человек может активно заниматься спортом, то есть переносить энергию туда.
Так, с понятиями вроде разобрались. Теперь немного истории…
Эскапизм – явление не новое. С тех пор, как человечество достигло определенного уровня развития, а жизнь в общине перестала быть обязательным условием выживания, наиболее свободолюбивые и независимые личности стали практиковать уединение и отшельничество. Например, древнегреческий философ Гераклит, относясь с презрением к жителям Эфеса, покинул город и жил в горах, питаясь травами. А другой мыслитель – Диоген Синопский жил среди людей, но всячески демонстрировал независимость от жизненных благ – ночевал в бочке, не имел ни гроша и, по легенде, даже отказался разговаривать с самим Александром Македонским.
Однако в эпоху Античности эскапизм считался нездоровым явлением.
Позднее ситуация изменилась. Уже в Средние века он стал одной из добродетелей, а монашеский образ жизни начал считаться привилегированным и особо почитаемым.
На рубеже XIX и XX веков в Европе сформировались основные формы эскапизма. Этому способствовало повышение уровня жизни, активное развитие промышленности, а следом за ней – просвещения и книг. Впрочем, эскапизм в это время не был распространен среди широких слоев населения, оставаясь привилегией знатных особ и деятелей искусства.
Самым известным эскапистом Европы XIX века был король Людвиг II Баварский. Подданные не любили своего монарха за расточительность и отсутствие внимания к государственным делам. Он тратил из казны огромные деньги на строительство замков, не обращая внимание на проблемы обычных людей. Но главными странностями Людвига были его крайняя необщительность и фанатичная любовь к операм Вагнера. Волшебный мир оперных произведений заменял ему жизнь в реальном мире (на одной из карикатур король даже был изображен в роли вагнеровского Лоэнгрина).
Но эскапизм Людвига II перешел безопасную границу и стал патологией. В 1886 году врачебный консилиум признал короля невменяемым. В том же году Людвиг, преданный и покинутый своими подданными, при невыясненных обстоятельствах утонул в водах озера Штарнберг.
Двумя годами ранее, в 1884 году, во Франции вышел роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот», который можно, наверное, считать настоящим манифестом европейского эскапизма XIX века.
Главный герой, аристократ дез Эссент, испытывает отвращение к окружающему миру и живет один в загородном доме, предаваясь утонченным и странным удовольствиям. Здесь он «творит пьянящие «симфонии запахов», неестественные, не встречающиеся в природе сочетания красок, изобретает необычные остро-пряные блюда». «Воображение должно заменить вульгарную реальность фактов» – руководствуясь этим принципом, дез Эссент преображает свой дом в искусственный, полностью эстетизированный рай.
Кстати, в теоретический оборот слово «эскапизм» ввел не кто иной, как Джон Рональд Руэл Толкин, создавший один из лучших миров для эскапистов. Он употребил слово «эскапизм» как термин в лекции о волшебной сказке, прочитанной в 1939 году в Сент-Эндрюсском университете. Целью лекции было определение границ и назначения этого жанра. В качестве одной из главных функций сказки Толкин определил бегство от действительности.
Но было бы несправедливо сказать, что именно Толкин обнаружил эту особенность и дал ей подходящее название. За доказательствами далеко ходить не надо – в той же лекции Толкин отвергает критику эскапистской литературы. А это значит, что такая критика и такая литература уже какое-то время существовали – просто представления о них детализировались и распространялись довольно долго. Ведь чтобы увидеть некую закономерность, должно было накопиться достаточно примеров.
Само творчество великого Толкина стало одной из самых ярких страниц в истории эскапизма XX века. Мифология Средиземья, которую он создал в своих произведениях «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин Колец», стала основой целого жанра – фэнтези, который и по сей день пользуется огромной популярностью.
Мир Средиземья настолько удивителен и разнообразен, что каждый уголок этой чудесной страны словно похож на нашу Землю, но при этом превосходит всё, что мы можем себе представить. Каждый народ в этом мире обладает своей уникальной культурой и языком, которые Толкин придумал, используя в качестве основы древние языки, такие как древне-норвежский или кельтский.
Больше полувека взрослые наравне с подростками читают и перечитывают эпопею «Властелин колец», ведь Толкин создал идеальный «вторичный мир», настолько продуманный, непротиворечивый, убедительный и прекрасный, что читатель полностью верит в эту реальность и уходит в нее с головой. К слову сказать, сам Толкин, будучи профессором Оксфорда, верил в реальность эльфов. Об этом пишет в своем монографическом исследовании «Дорога в Средьземелье» британский литературовед Том Аллан Шиппи. Конечно, окружающие считали подобную веру Толкина немного странной, но прощали ее как чудачество. К тому же если автор верит в то, о чем пишет, неужели не поверит читатель?
Наследие Толкина оказалось настолько значимым, что современные эскаписты продолжают изучать его и по сей день, пытаясь заменить реальность миром Средиземья. В конце XX века в разных странах сформировались целые «общины» толкинистов – в основном это молодые люди, которые занимаются реконструкцией образа жизни и истории народов Средиземья. А сегодня уже официально признано существование отдельной толкинистской субкультуры, объединяющей тысячи людей и отдельно изучаемой социологами.
Но не только для Толкина желание создать собственный мир, где можно скрыться от неприятной реальности, стало отправной точкой для создания литературных шедевров. Ведь эскапистская литература помогает не только читателям, но и авторам примириться с окружающей действительностью: писатель создает реальность, на которую может влиять, которую может делать лучше и интереснее того, что окружает его в повседневной жизни. Самые яркие примеры такой литературы повествуют о совершенно новых, фантастических мирах.
Наиболее близкими к эскапизму жанрами считаются уже упоминаемый нами жанр фэнтези, а еще фантастика, детективы и любовные романы. А вообще, чтобы уйти от реальности, достаточно почитать любую художественную книгу.
При этом английский писатель Нил Гейман, создавший несколько альтернативных миров, в том числе мир культового романа «Американские боги», где переплетаются современная культура, древние легенды и американский фольклор, утверждает, что эскапистская литература не просто приносит удовольствие, а дает возможность посеять недовольство реальным миром, которое затем должно побудить читателя сделать окружающую действительность лучше.
Именно такие герои часто встречаются в книгах. Опыт преодоления препятствий в нереальности помогает им адаптироваться к реальному миру и начать в нем что-то менять.
Так, мальчик, укравший книгу в «Бесконечной истории» немецкого писателя Михаэля Энде, после пережитых приключений в страны Фантазия возвращается в букинистическую лавку, чтобы вернуть украденное.
А герои Клайва Стэйплза Льюиса в фантастическом мире «Хроник Нарнии» учатся прислушиваться друг к другу, обретая при этом храбрость и уверенность.
Прекрасным примером эскапистской литературы является и вымышленный мир, в котором происходит действие серии романов о юном волшебнике Гарри Поттере.
Вообще литературных примеров, где счастливые финалы и неожиданные спасения героев являются следствием «побега от реальности» множество. Нам определенно есть чему поучиться в текстовом эскапистском пространстве.
Но эскапизм присущ не только писателям. Художники тоже выражали идею бегства от индустриального мира в идиллические сады и сельские пейзажи. На своих полотнах Клод Моне, Камиль Писсарро, Эдгар Мане и другие художники-импрессионисты противопоставляли бурному промышленному росту идеализированную сельскую жизнь.
Даже максимально рациональные ученые склонны к эскапизму. Так, например, один из величайших инженеров и изобретателей Никола Тесла был очень замкнутым человеком. Большую часть жизни он провел в своих лабораториях в Уондерклифе и Колорадо-Спрингс. Несмотря на внешнюю красоту, богатство и внимание женщин, Тесла ни разу не был женат и не имел любовных романов. При этом он получил более 300 патентов на изобретения, наслаждаясь миром науки и техники.
Эскаписты вообще часто становятся авторами неожиданных открытий, новых направлений в искусстве, новых стилей одежды и новых социальных норм.
Кстати, исследователи выделяют «мягкий» и «жесткий» эскапизм. Под первым понимается почти всё что угодно – любое отвлекающее дело, способное даже ненадолго заинтересовать и перенести в условно искусственный мир. Это, например, чтение, просмотр фильмов, занятия творчеством и путешествия. Под определение подойдут даже работа или учеба – если в полной мере отдаться этим делам. При этом под жестким эскапизмом подразумевается эскапизм на границе (или даже за границей) зависимости, когда погружение настолько полное и длительное, что оказывает воздействии на восприятие и психику.
Еще психологи выделяют продуктивный и непродуктивный эскапизм — всё зависит от цели побега и ее реализации. Непродуктивный эскапизм выступает в роли защитного механизма, а продуктивный в роли механизма для адаптации. Немного похоже на это более простое, но часто встречающееся деление эскапизма на «хороший» и «плохой»: первый помогает в созидательной творческой и интеллектуальной деятельности, позволяет перезагрузиться; второй мешает наладить отношения с собой и с миром, может стать началом психических изменений. Но воспринимать эти две классификации как нечто идентичное всё-таки не стоит, ведь непродуктивный эскапизм может нести в себе хорошее – в случае, когда без защитного механизма просто не обойтись и нужно время на то, чтобы прийти в себя и собраться с силами.
Вообще, как вы уже поняли, в современном мире, где стресс и тревога становятся все более распространенными, эскапизм играет важную роль в сохранении нашего психического благополучия.
Способов множество. Кроме самых распространенных, среди которых чтение, музыка, рукоделие, садоводство или просмотр фильмов и сериалов, сохранить психологический баланс могут помочь путешествия. Изучение новых культур, архитектуры и природных достопримечательностей помогает нам уйти от обыденности жизни и получить новый опыт. А еще путешествия дают возможность расширить свои горизонты, испытать новые ощущения и насладиться красотой мира.
Способствует появлению новых форм эскапизма и стремительное развитие информационных технологий. Очень многие «сбегают» сегодня от реальности в мир социальных сетей. Кто-то просто бессмысленно «свайпит» ленту и забывает о проблемах, а кто-то «форсит» тренды Tik Tok или создает свой собственный онлайн мир.
Наконец, существует эскапизм через виртуальную реальность и видеоигры, которые также позволяют окунуться в альтернативную действительность без физического перемещения.
Чем больше появляется возможностей для эскапизма, тем больше выделяется различных типов эскапистов. Так, например, существуют хикикомори – люди, ведущие жизнь современного отшельника – не покидающие стен своего дома многие месяцы и даже годы; дауншифтеры – те, кто предпочитает жизни по общепринятым стандартам жизнь ради себя; религиозные эскаписты – люди, уходящие из мира в секту или практикующие аскетическую практику и множество других. Типов эскапизма так много, что для того, чтобы разобраться в них, понадобилась бы, наверное, отдельная программа нашего подкаста.
А в общем и целом в эскапизме нет ничего плохого, если он не перерастает в расстройство, когда человек полностью отдаляется от внешнего мира. Умеренный эскапизм дает нам возможность сделать передышку или сохранить своё ментальное здоровье в условиях, на которые мы никак не можем повлиять. Он помогает нам отдохнуть, перезарядиться и вернуться к повседневным обязанностям с новыми силами.
Поэтому корить себя за естественное желание расслабиться не нужно. Ведь для нормального функционирования всегда нужна перезагрузка, особенно в сложные времена. А к эскапизму стоит относиться так же, как и к любому другому явлению: извлекать пользу и минимизировать вред. В сущности, определить норму сегодня очень просто – если он не мешает жить вам и другим, скорее всего, всё хорошо.
А самым простым и безопасным способом сбежать от реальности мы всё-таки считаем книги. Погрузитесь в захватывающий мир детектива, прогуляйтесь по фантастическим мирам, увлеките себя семейными перипетиями или историческими тайнами, а может быть, просто продекламируйте любимые стихи.
Способов – множество, а литературный мир – бесконечен!
Читайте и обязательно меняйте окружающую реальность только в лучшую сторону!